ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

В чем заключаются основные принципы монтессори педагогики. Методика раннего развития детей марии монтессори

Методика Монтессори – это не только пересыпание круп и игры с рамками-вкладышами, как многие себе представляют. На самом деле это целая система воспитания. И основана она в первую очередь на уважении к ребенку и предоставлении ему максимальной свободы и самостоятельности. Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система. Педагог или мама, придерживающаяся Монтессори-принципов никогда не скажет ребенку «Положи, не трогай», «Ты до этого еще не дорос», а наоборот, зная его постоянную потребность в исследовании мира, даст в руки много интересных материалов, поручит простую посильную работу.

С методикой раннего развития Марии Монтессори я познакомилась, когда моей дочке Таисии не было еще и года. Я читала о методике, пыталась кое-что применять в наших играх. Но по настоящему идеями этой замечательной системы я прониклась, когда мы с Таисией начали ходить в развивающий Монтессори-клуб. Малыши, увлеченно орудующие шваброй и щеткой, игровые материалы, сделанные, казалось бы, из обычных вещей, но такие притягательные для детей – все это вдохновило меня на воссоздание развивающей Монтессори-среды у нас дома и внедрение основных принципов методики в воспитание дочери.

В этой статье я расскажу, что же из себя представляет эта методика раннего развития, а подробно о том, как ее можно реализовать в домашних условиях читайте здесь:

Хотя многие Монтессори-клубы заявляют, что набирают малышей от 8 месяцев, считаю наиболее целесообразно применять методику с 1 года.

Основные принципы методики Монтессори

Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только

  1. вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
  2. предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Что понимается под развивающей средой? В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся , вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными , и т.п. Очень большое значение в системе придается , поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием , пуговиц, и т.п. В рубрике « » я подробно пишу о том, какие игрушки понадобятся в конкретном возрасте.

Вторым ключевым принципом в методике является «предоставление ребенку свободы и самостоятельности» . И это значит, что ребенок сам определяет себе вид занятия и его продолжительность. Никто его ни к чему не принуждает. Не хочет малыш сейчас вырезать – мы его не заставляем (хоть нам и кажется, что он давно уже этого не делал, и пора бы уже взяться за ножницы), повырезает тогда, когда это будет ему интересно. Сейчас у него другие интересы и их нужно уважать. А чтобы увлечения ребенка не ограничивались одними лишь машинками или куколками, нужно грамотно создать развивающую среду.

Принцип свободы подразумевает также и то, что мы ничего не выхватываем у ребенка с криками «Положи, не трогай!». Среда должна быть организована таким образом, чтобы в зоне досягаемости малыша не было никаких опасных или особо ценных для вас предметов. Поэтому уберите с глаз, то что запретно для ребенка, а остальными предметами позвольте пользоваться малышу без каких-либо препятствий, но с соблюдением нескольких четких и простых правил (об этом читайте ниже).

Необходимо предоставить ребенку как можно больше самостоятельности. Для детей это очень важно. Просыпалась крупа во время игры? Не беда, позвольте малышу самому все подмести (если малыш пока плохо справляется с щеткой и совком, придерживайте его руки своими). Вы готовите, а малыш ходит рядом с вами с явным желанием поучаствовать? Дайте ребенку какую-нибудь посильную работу (что-то помешать, переложить, а пластиковым ножом даже банан порезать можно!) Конечно, такой подход требует от мамы огромного терпения: гораздо проще сделать все самой, и быстрее и качественнее получится. Но так вы никогда не научите малыша независимости, не вселите в его душу уверенность в собственных силах.

Соблюдаем вместе с малышом простые правила

Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:

    Ребенок самостоятельно готовится к занятию : предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.

    После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.

  1. Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял , остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.

Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время. Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру». Важно : если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно. Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь» . Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.

Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»

Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания. Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе. В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.

По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности. В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.

Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:

Другие интересные статьи на сайте:

Елена Бочегова
Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Мария Монтессори - известный итальянский педагог. В ее честь было названо целое педагогическое направление - «Монтессори-педагогика » . Монтессори основывала свою педагогику в основном на развитии детской моторики и сенсорики, а также развитии у детей навыков письма , чтения и счета. Основу методики Монтессори составляет то , что каждый ребенок уникален.Основу ее педагогической теории составляют три элемента : ребенок, окружающая среда, учитель. Центральным элементом является ребенок, самостоятельно изучающий мир (окружающую среду) . Роль взрослого - наблюдать за процессом саморазвития ребенка , помогать ему. По методу Монтессори именно ребенку предоставляется возможность самостоятельно развиваться , двигаться, но если требуется помощь взрослого, то он ее получает. Функция же взрослого состоит в том, чтобы организовать среду для ребенка, в которой и осуществляется это самостоятельное движение. Основной принцип метода Монтессори - это подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, саморазвитию , самообучению. «Помоги мне сделать это самому» - главный девиз педагогической теории М. Монтессори . Желание ребенка изучать мир, совершать конкретные действия в данный момент времени, проявлять самостоятельность - только это должно приниматься в расчет. Пока малыш сам не возьмет ложку в руки, он не научится есть самостоятельно. Пока ребенок не зашнурует огромное количество ботинок, не расстегнет сотни пуговиц, он не научится это делать. Монтессори предложила превратить этот процесс в увлекательную игру, создав большое количество развивающих игрушек для всех возрастов. В подборе таких пособий М. Монтессори опиралась на принцип последовательности : от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Ребенок получал свободный доступ ко всем таким игрушкам и сам выбирал, чем заняться, сколько времени посвятить этому занятию, у кого попросить помощи при его выполнении. Малыш с момента рождения стремится получить новые знания, и предметы, окружающие его, должны оказывать помощь в этом стремлении.

Монтессори условно разделила жизнь ребенка на несколько периодов, в которые ребенок наиболее восприимчив к каким-либо вещам, наукам, практическим действиям и в которые у ребенка развивается тот или иной участок головного мозга. Например, согласно условному разделению Монтессори , в возрасте от рождения до 6 лет происходит развитие речи (то есть в этот период малыш легче всего обучается говорить, а в возрасте от рождения до 3 лет ребенок наиболее восприимчив к порядку, это период наиболее активного взаимодействия с взрослыми, наиболее благоприятный период для обучения чтению с 3 до 5,5 лет. Взрослые должны учитывать эти возрастные особенности развития детей и использовать их для обучения. Для того чтобы понять, как ребенок реализовывается и утверждается, Монтессори настаивала на том , что любой ребенок еще от рождения имеет свой внутренний зародыш (или «духовный эмбрион» ) и что только в процессе развития ребенка этот зародыш может раскрываться и реализовываться. Для самого же процесса развития Монтессори считала обязательным выполнение перечисленных ниже условий.

Ребенок и его развитие полностью зависят от окружающей среды и находятся с ней в постоянном контакте.

Обучающая среда - это предметы, вещи, пособия, практические навыки, которые можно получить с помощью этих предметов . Например, кувшинчики, чашечки, ложки, всевозможные виды круп. С их помощью малыш учится переливать воду из кувшинчика в чашки, пересыпать ложкой крупу, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Условно все пособия, предложенные Монтессори и ее соратниками , можно разделить на пять зон. Зона первая - практическая; вторая - сенсорная (развитие органов чувств ) ; третья - математическая (логическая) ; четвертая - русский язык (гуманитарная) ; пятая

Космическая (знания об окружающем мире) . «Обучать - это значит создать развивающую среду » .

Обязательная свобода ребенка. Свобода для М. Монтессори состоит в том , что у каждого конкретного малыш есть своя собственная цель, своя собственная программа ее достижения (средства, время достижения, определенный набор действий, учитывающая индивидуальные потребности ребенка. Что изучать, как изучать, с помощью, каких пособий, ребенок решает самостоятельно. Дети, обучающиеся по системе М. Монтессори , демонстрирует такие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий возможности и потенциал ребенка раскрываются неполностью и, как следствие, останавливается рост ребенка как индивидуальности, личности.

Монтессори в течение своей практики доказала тесное взаимодействие физического и умственного развития ребенка и что умственное развитие не может быть успешным без развития физического .

Монтессори установила , что у каждого ребенка есть свои периоды развития , каждый из которых заканчивается приобретением того или иного навыка. Если ребенка задерживают от вида выбранной им деятельности , то природный путь этих знаний утрачивается им навсегда.

Первый период жизни ребенка Монтессори обозначила как порядок. Но важно помнить, что понимание порядка сильно отличается у взрослого и у ребенка. Для взрослого порядок - это то, что каждая вещь имеет определенное место и находится именно там, а для ребенка - это видеть вещи в окружающей среде на обычных местах.Свою необходимость в порядке ребенок может обозначать следующими способами :

Показывать радость от того, что видит вещи на своих местах;

Плачет, если нет той или иной вещи на ее обычном месте;

Начинает настаивать на том, чтобы вещь была положена на обычное место или чтобы привычные для ребенка действия выполнялись как обычно.

Согласно этому можно привести следующий пример понимания ребенком порядка :на празднование Нового года мама 4-месячной девочки привела себя в порядок : сделала прическу, наложила макияж, надела новое красивое платье. Когда ее дочка увидела все произошедшие с мамой перемены, она стала плакать, отказываться идти к маме на руки. В итоге мама переоделась в свою обычную домашнюю одежду, привычную для ребенка. Девочка сразу успокоилась и пошла к ней. Для этой девочки понимание порядка сводилось к тому, что она привыкла видеть свою маму в домашней одежде, и, увидев то, что мама изменилась, девочка приняла эти изменения как проявление беспорядка.

Второй период, который Монтессори обозначила в жизни ребенка, берет свое начало в желании ребенка изучать окружающий его мир с помощью рук и языка. Это изучение происходит на сенсорном уровне. При использовании ребенком своего языка, т. е. слов, которыми ребенок пользуется для разговора, и использовании различных движений, которые ребенок делает в том или ином случае, происходит его интеллектуальное развитие . Наблюдая за этими двумя процессами, Монтессори пришла к выводу , что именно речь и руки играют важную роль в развитии интеллекта ребенка . При этом для развития мелкой моторики рук Монтессори советовала нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп и т. д.

Третий период развития ребенка - это период хождения. По мнению Монтессори , этот период сравним со вторым рождением, т. е. из беспомощного ноИ, наконец, пятый, завершающий период развития ребенка от рождения до 3 лет включает в себя интерес ребенка к социальным проявлениям жизни, таким как общение с другими детьми, совместная деятельность (игра) детей и т . д.

По мнению Монтессори , мозг ребенка от рождения до 3 лет сравним с губкой, которая впитывает в себя совершенно все из окружающего мира. Этот процесс продолжается до 3 лет, и только в 3 года ребенок абсолютно готов к интеллектуальному развитию .

Интеллектуальное развитие ребенка , стимуляция познавательного интереса - важнейшая задача развития малыша . М. Монтессори разработала систему интеллектуального развития малыша через чувственное (сенсорное) познание. Малыш через форму, цвет, размеры, температуру, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки (различных качеств предметов ) получает знания об окружающем мире (шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши, рамки со шнурками и пуговицами).

Причем, выделяется важнейшее, определяющее качество предмета, на которое и обращается внимание ребенка. Например, для того чтобы ребенок сформировал представление о размерах, понятие «больше - меньше» , предлагаются манипуляции с разными по размерам цилиндрами. Для того чтобы разобраться в понятиях формы, малышу предлагаются занятия с плоскими геометрическими фигурами. Для развития моторики Монтессори рекомендовала давать детям всевозможные рамки с пуговицами, бантами, шнурками.

Возможно, спорными моментами этой педагогической теории является принижение значения сюжетно-ролевой игры и чтения сказок в жизни ребенка. Малышу, обучающемуся по методике М . Монтессори , просто некогда играть в привычном для нас смысле этого слова. Сказки же вообще могут принести вред, ведь, по мнению М. Монтессори , из них ребенок может почерпнуть негативный опыт поведения. Многие считают, что недостатком системы М. Монтессори является крайний индивидуализм ребенка, что может помешать в будущем, где потребуется работа в группах, существование в большом коллективе. И все же рациональное зерно в педагогических идеях М. Монтессори есть , и родители могут воспользоваться ими. На сегодняшний момент в магазинах представлены в большом количестве разнообразные рамки Монтессори . Это дощечки (кубы) с отверстиями разных форм и размеров и вкладыши к ним. Малыш подбирает нужный вкладыш к подходящему отверстию. Пособия можно изготовить и своими руками.

«Волшебная» дорожка

С помощью данного приспособления можно развивать тактильные ощущения . Такую дорожку рекомендуется сделать для малыша с 10 месяцев. На пол, предварительно постелив старую клеенку или куски обоев, высыпается секторами по кругу речной песок, мелкие гладкие камешки, какие-нибудь зернышки (рис, чечевица, кусочки мятой бумаги, кусочки меха или ваты, монетки, отрезок какой-нибудь шершавой ткани (махровое полотенце) . Малыш босиком прогуливается по «волшебной» дорожке, стараясь не сойти в сторону. Такое занятие не только способствует формированию координации движений, но развитию речи . Давно известно, что центры речевого развития и тактильных ощущений в головном мозге находятся рядом. Со стимуляцией центра тактильных ощущений происходит воздействие и на речевой центр. Поэтому педиатры рекомендуют, чтобы летом дети бегали босиком по траве, песку, морской гальке.

Песочница

М. Монтессори отмечала положительное воздействие всевозможных занятий с песком (пересыпание песка из ладошки в ладошку, строительство домиков, дорог) для развития умственных способностей через тактильные ощущения. В каждом дворе есть песочница, а зимой можно поставить в квартире большую коробку, заполненную чистым песком.

Мешочки с наполнителем

Начиная с 6 месяцев малышу можно давать играть с полотняными мешочками, заполненными зерном. Нужно сшить несколько пар небольших мешочков, заполнить их разнообразной крупой, зерном по парам. Например, два с рисом, два с гречкой, два с горохом. Задача малыша подобрать на ощупь мешочек с таким же наполнителем.

Лоскутки

Это занятие можно предложить малышам с 2,5-3 лет.В большую корзинку или коробку складываются кусочки различной материи : бархат, сатин, шелк, ситец, полотно. Малыш вместе со взрослым перебирает эти лоскутки в руках. Взрослый дает название этим тканям,а малыш выделяет главное характерное качество : «мягкий» , «шершавый» , «жесткий» , «тонкий» и т. д. Затем малышу завязывают глаза шарфиком, он достает из коробки лоскуток, ощупывает его и называет материал, дает ему характеристику. ворожденного ребенок становится более активным и независимым в своих движениях.

Четвертый период развития ребенка состоит из проявления малышом особого интереса к мелким вещам и предметам.

Итальянский педагог Мария Монтессори считала, что для этого нужно дать детям возможность выбора еще в первые годы жизни, позволив им развиваться с минимальным вмешательством, в особой среде. Ключевой принцип в педагогике Монтессори можно описать так: «Помоги мне сделать это самому». По разным оценкам, в современном мире есть от 3 до 10 тысяч школ, работа которых опирается на методы Монтессори. Поговорим о том, чем же привлекательна эта методика воспитания в условиях творческой свободы и каковы ее основные принципы.

Мария Монтессори, жившая в Италии на рубеже XIX-ХХ столетий, была врачом и педагогом. Толчком к созданию собственной образовательной системы послужила ее работа в детской клинике. Там Монтессори, наблюдая за , пришла к выводу, что ребенку нужна специальная среда, которая будет побуждать его учиться и развиваться, причем самостоятельно, без принуждения. Взрослый должен быть лишь проводником на этом пути, который научит пользоваться этой средой и развиваться в собственном темпе. В России первые дошкольные учреждения по системе Монтессори появились еще до Октябрьской революции, но проработали недолго. Возвращение методики в нашу страну произошло уже в постсоветские времена. Все это время оставались незыблемыми основные принципы этой системы.


Особая образовательная среда

Чтобы ребенок развивался максимально продуктивно, нужно создать для него особую среду, с учетом его интересов и потребностей. Монтессори-среда состоит из различных дидактических материалов — фигурок животных, кубиков, музыкальных инструментов, учебных пособий, обычных предметов, соответствующих определенным зонам. Каждая зона отвечает за важные умения. Перемещаясь между ними, малыш приобретает различные бытовые навыки, учится познавать мир с помощью органов чувств и осознавать последствия своих действий, знакомится с буквами и цифрами, расширяет словарный запас и вникает в суть арифметических действий. Ребенок развивает , творчески самовыражается, получает представления о том, как устроен мир.

Важное требование к любой из зон — это доступность всего, что в ней находится, для ребенка. У него должна быть возможность самому дотянуться до всего, что ему интересно, и начать работу.

Свобода и дисциплина

Педагог в садике Монтессори никогда не указывает детям, чем они будут сегодня заниматься. Он может стимулировать их интерес к чему-то, но не принуждать. Ребенок самостоятельно выбирает для себя занятие, учится прислушиваться к себе и делать выбор. Предоставленная ему свобода позволяет развивать и инициативность. При этом малышам объясняют: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Дети следуют принятым правилам: убирают за собой игрушки, передвигаются по классу тихо, стараются не мешать друг другу. Это дисциплинированность, к которой не надо призывать, поскольку она формируется изнутри, без принуждения.

Самостоятельность

Все, что ребенок может сделать сам, он делает сам. Взрослый же может дать ему ровно столько помощи, сколько нужно самому малышу. Как считала сама Монтессори, 2−4 года — золотой возраст для воспитания в ребенке аккуратности. В саду Монтессори ребенку дают возможность получить минимальные : застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду. Он самостоятельно готовит свое рабочее место: кладет клеенку на стол, если хочет рисовать, приносит краски, набирает воду в стаканчик и убирает за собой. Так в ребенке закладывается решительность, так он получает возможность почувствовать себя взрослым.


Безоценочность

Педагог не оценивает ни ребенка, ни то, что он делает, и не сравнивает его с другими. Наградой за хорошо сделанную работу для малыша становится радость от того, что у него получилось. Наказание за шалости — относительная изоляция от других детей: ребенка просто отсаживают за другой стол, ни в чем не ущемляя. Ребенок учится оценивать себя самостоятельно, быть независимым от внешних оценок, делать что-то хорошо не ради награды, а просто потому, что нравится. Это важно для уверенности в себе.

Разновозрастность

Мария Монтессори считала, что объединять детей по возрасту для какой-то деятельности — неестественно и непродуктивно. В одной группе учатся дети разных возрастов, от 3 до 7 лет. Изначально Монтессори-группы были разновозрастными для детей от 3 до 7 лет. Сейчас согласно Международным стандартам для детей младше 7 лет принято следующее деление. В младенческих группах (Nido, Infant) проводятся занятия для малышей от 2 до 14−16 месяцев, в группах Toddler — для детей от 14−16 месяцев до 3 лет, Casa dei Bambini — от 2 лет 8 месяцев до 6 лет.

Младшие берут пример со старших, а те осознают себя лидерами. Все вместе учатся взаимодействовать друг с другом, проявлять терпение и гибкость, просить о помощи и давать ее. Такие навыки межличностного общения бесценны для развития эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, дети могут развиваться в своем собственном темпе, с учетом собственных возможностей: в разновозрастной группе пятилетний малыш, который пока не освоил , не будет чувствовать себя отстающим. Что происходит с ребенком, который занимается без принуждения, без сравнения его с другими? Он сам открывает для себя чтение, письмо, арифметику, сам контролирует учебный процесс и учится с удовольствием. Ведь во всех детях есть познавательный интерес, который так важно поддерживать.

Теоретическая сторона педагогики Монтессори выглядит очень привлекательно. А какие плоды дает эта система на практике? Своим мнением делится Лада Лазарева, руководитель Центра возможностей «Наш Лад».

Действительно, в результате грамотно организованных занятий в специальной Монтессори-среде ребенок самостоятельно в своем темпе совершенствует крупную и мелкую моторику, осваивает язык, развивает восприятие органов чувств, внимание, память и воображение. Он постигает причинно-следственные связи, навыки самодисциплины, самообслуживания и другие реальные жизненные умения. Благодаря занятиям по системе Монтессори малыш может сам себя занять, учится понимать себя и получать знания, построенные на собственном опыте, развивая способность к самообучению.

На сегодняшний день в России многие организации, завляющие о занятиях по системе Монтессори, не соответствуют Международным стандартам. В них часто не предусмотрены физические упражнения, нет места музыке, творчеству, а материалы для занятий с малышами ограничиваются пересыпанием круп и переливанием воды. Если педагог не обладает достаточным опытом, то в группе у активных малышей могут возникнуть сложности с соблюдением правил. А деткам, склонным к фантазированию, может быть скучно. Без чуткой работы взрослого Монтессори-ребенок концентрируется на себе и не тянется к общению. Для замкнутых детей самостоятельное освоение материала вообще черевато отстраненностью от коллектива. К тому же позиция неопытного педагога как помощника отучает ребенка воспринимать взрослого как авторитетного человека. Стоит также отметить, что посещение аккредитованных Монтессори-групп стоит достаточно дорого. Поэтому некоторые родители пробуют создать среду по системе Монтессори дома. Ведь многие упражнения легко воспроизводятся дома. Однако для получения заявленных выше образовательных результатов требуется грамотно созданная среда и квалифицированный специалист.

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространивших ся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педаг огике придается совершенствовани ю мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельност и и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительност ь занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педаг огики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​ После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельност и и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-матер иалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствовани ю восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-матер иалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

5. Космическая зона

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительность ю в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствовани е левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-групп ы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельност ь, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

Методика Монтессори начинается с создания микромира для детей, который полностью отвечает их потребностям. Чтобы вдохновить ребенка, расположить его к творчеству и побудить к действию, для начала организовывается комфортное пространство вокруг него, об этой методике стоит поговорить подробнее.

Итальянским практикующим педагогом Марией Монтессори разработана неповторимая и максимально результативная методика обучения детей в различных направлениях. Толчком для разработок послужила неприспособленная для детей система образования. Для Монтессори абсолютно неприемлемо многочасовое заучивание школьного материала. Поэтому педагог решилась сломать стереотипы и воплотить свою идею обучения в жизнь.

Методика обучения и воспитания детей Марии Монтессори: описание

  • Монтессори разработала не только учебные пособия, но и уделила максимум внимания обустройству учебных классов. Все предметы, необходимые для полноценной жизнедеятельности ребенка, выполняются пропорционально детским параметрам и предоставляются в самостоятельное пользование детьми . Стимулирование детей к самообслуживанию по методике Монтессори происходит в игровой форме.
  • Свой главный принцип методики Монтессори выражает в коротком девизе: «Помоги мне это сделать самому» . Система Монтессори выстраивает индивидуальное обучение детей, принимая их такими какие они есть, предоставляя им полную свободу действий.
  • Наилучший результат от обучения приносит самостоятельная практика. Чем дольше взрослые препятствуют независимым действиям ребенка, тем дольше он будет осваивать новые навыки. Любое действие, совершенное ребенком без помощи взрослого, откладывается на подсознании. Самостоятельные шаги повышают концентрацию, улучшают внимание и координацию движений.

Задача взрослого – направить ребенка в нужном направлении, при этом обязательно учесть его пожелания, стремления и особенности. Педагог должен помочь раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

  • Для полноценного обучения ребенка создается подготовленная среда с разнообразными развивающими материалами. Педагог Монтессори помогает освоить принцип действия игровых предметов, но никогда не навязывает конкретный образец.
  • Предоставляется возможность выбора по разным направлениям. По методике Монтессори дети развиваются в индивидуальном темпе. Начинают обучение в игровой форме по заданному образцу и в дальнейшем проявляют свою тактику пользования предметами.


  • Монтессори-педагог отслеживает развитие ребенка , позволяет ему обучаться на собственном опыте. Стимулирует детей двигаться вперед. В сложных ситуациях переключает детское внимание на более простые задачи.

В чем заключается методика раннего развития детей Марии Монтессори от 6 месяцев — суть и принципы: чем отличается от других методик?

Методика Монтессори не преследует цели по воспитанию уникальных и гениальных детей. Естественный темп обучения позволяет раскрыть способности и потенциал ребенка в нужный момент.

Система Монтессори построена на трех принципах:

  1. В центре внимания всегда находится ребенок.
  2. Ребенка окружает среда, дающая возможность самостоятельно развиваться.
  3. Монтессори-педагог наблюдает со стороны и вовлекается в процесс только по просьбе ребенка.

Обучение по Монтессори – главные отличия от других методик:

  • Работа с разными обучающими материалами исключает соревнование между детьми и сравнение достигнутых результатов;
  • Результат каждого ребенка оценивается индивидуально и не сравнивается с общепринятыми критериями;
  • Детей не принуждают к действию, не поощряют за результат и не наказывают за его отсутствие;
  • Каждый ребенок обучается в комфортном темпе, вправе корректировать длительность обучения;
  • Монтессори=дети самостоятельно формируют направление своего развития и пользуются учебным материалом на свое усмотрение.


Ключевые обязанности педагогов по системе Монтессори:

  • Педагоги выступают в роли нейтральных наблюдателей за процессом обучения;
  • Не препятствуют самостоятельным действиям ребенка;
  • Позволяют сформировать пространство вокруг себя на усмотрение ребенка, уважают его выбор;
  • Помогают чувствовать, осязать игровые предметы и окружающую среду.

Цитаты Марии Монтессори о воспитании

Тем, кому интересна, методика Монтессори, будет полезно прочитать популярные высказывания Марии Монтессори. Ведь по сути, ее цитаты несут большую смысловую нагрузку и являются дополнительными правилами и принципами.

  • «Каждый ребенок для меня прежде всего личность, не нуждающаяся в обучении. Дети готовы самостоятельно раскрывать свой потенциал, для чего им необходимо правильно организовать пространство».
  • «Я не могу воспитать гения. Но я могу подтолкнуть каждого ребенка раскрыть свои способности и помочь применить их на практике. Помогу обрести свободу в действиях, стать решительнее и ощутить внутреннюю гармонию».
  • «Деятельность, в которой вы заинтересованы, никогда не обессилит вас, а, напротив, добавит энергии».
  • «Для начала сорви пелену со своих глаз, и тем самым поможешь прозреть своему ребенку».
  • «Контактируя с ребенком всегда следите за своими повадками – станьте достойным примером, продемонстрируйте свои лучшие качества».
  • «Моя задача не обучить детей, а дать им путевку в жизнь».
  • «Проявляйте терпение к пассивной деятельности ребенка, прислушивайтесь к его размышлениям о прошлом и будущем».
  • «Сопровождайте тех, кто пытается действовать, даже если они не имеют четких целей».
  • «Первое понимание, которое должно прийти к ребенку, это разграничение плохого и хорошего».

Из каких частей состоит система методики Монтессори?

Развитие детей по методике Монтессори имеет несколько направлений. Школа Монтессори разделяет окружающую среду, предназначенную для обучения, на несколько зон.

  1. Зона повседневных бытовых навыков.
  • Пространство, укомплектованное предметами обихода, с помощью которых осуществляются ежедневные действия. Ребенок учится простым бытовым занятиям – мытье посуды, уборка, готовка еды.
  • Навыки формируются с помощью контакта с водой, сыпучими материалами, мелкими предметами.
  1. Зона развития органов чувств.
  • Территория, укомплектованная сенсорными развивающими материалами. Предметы помогают изучить вкус и аромат, сортировать цвета и формы.
  • Предметы разных размеров формируют такие понятие как вес, объем, величина. К примеру, кубики или башни собирательной конструкции.


  1. Математическая зона.
  • Пространство этой территории наполнено предметами, предназначенными для знакомства с арифметическим рядом.
  • С помощью счетных палочек, бусинок, карточек дети учатся складывать, вычитать, совершать простые вычисления.
  1. Зона для развития речи.
  • Территория предназначена для знакомства с основами письма и чтения.
  • Закладываются фундаментальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • Дети нарабатывают поведенческие навыки , учатся правильно выражать свои мысли и чувства.


  1. Зона космическая.
  • Игровые материалы дают детям начальные знания об окружающем мире, природе, о человеке и космосе.
  • Происходит знакомство с астрономией, биологией, физикой, химией, географией и т. д. Формируется картинка целостности мира.

Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях

  • Чтобы самостоятельно воплотить методику Монтессори в домашней обстановке, взрослым придется потрудиться над созданием особенной атмосферы.
  • Чтобы ребенок смог самостоятельно познавать окружающий мир , для детской комнаты понадобится множество развивающего материала в виде игрушек, приспособлений, мебели и различного инвентаря. Недостаточное количество игрушек можно пополнить самодельными изобретениями.
  • Детей младшего возраста необходимо допускать к контакту со взрослыми предметами. Дать возможность пощупать и попробовать на вкус. Малыши очень любят контакт с сыпучими предметами – крупами, бусинками, счетными палочками . К примеру, лоток с манной крупой является прекрасным материалом для рисования пальчиками.


  • Родители должны научиться не вмешиваться в самостоятельный процесс познания мира. Систематично подключать ребенка к участию в жизни семьи через игровое выполнение бытовых потребностей. Допускать его к стирке, готовке, уборке. Проявлять терпение и уважение, воздерживаться от критики.
  • Разграничивать предметы обучения по различным направлениям. Соблюдать порядок вещей, не смешивать математику с биологией. Предоставлять свободу выбора детям и не мешать им учиться на собственных ошибках.
  • Очень удобно, если ежедневные занятия с ребенком будут проходить в одно и то же время. Во-первых, это дисциплинирует ребенка, во-вторых, повысит интерес в процессе ожидания.

Распорядок дня детей по методике Марии Монтессори

Для мамочек, который хотят самостоятельно организовать распорядок детей по методике Монтессори нужно придерживаться определенных временных границ.

Распорядок дня по Монтессори:

  • 7:30 — помогаем малышу проснуться, проводим гигиенические процедуры. Вместе с ребенком подбираем ему гардероб, застилаем постель. Главное условие – никакой спешки.
  • 8:00 – мама готовит завтрак, дети помогают накрывать на стол. После еды дети принимают участие уборке со стола, мытье посуды, перемещении продуктов в холодильник. Мама и ребенок совместно организовывают перекус, подготавливают фрукты, печенье.
  • 9:30 – взаимодействие мамы и ребенка с помощью простых игр, спортивной зарядки, интересной беседы.
  • 9:30-10:30 – самостоятельное обучение в Монтессори среде. Материал для занятий побирается согласно возрасту и определенной тематике. Игры завершаются совместной уборкой игрушек.
  • 11:00 — второй этап взаимодействия мамы и ребенка, совместные игры, чтение книг, заучивание стишков. Общение заканчивается минуткой тишины и уборкой игрушек.
  • 11:30-12:30 – мама собирается с малышом на прогулку или на детскую площадку. Предоставляет ребенку возможность выбрать одежду. Погодные условия не должны становится препятствием для прогулки.
  • 12:30-14:00 – переодевание и туалет после улицы. Совместная подготовка продуктов для обеда. Готовка блюд. Самостоятельное употребление пищи. Для ребёнка сервируется отдельный стол с посудой и приборами. Уборка со стола.
  • 14:00 – 16:00 – чтение книжки перед сном и дневной отдых. При необходимости сон заменяется спокойными играми.
  • 16:00 – 17:00 – занятия творчеством, спортом, музыкой. Творчество подразумевает не только детские занятия, но и помощь маме в хозяйстве. К примеру, пересаживание цветов, сортировка вещей. Несколько раз в неделю проводятся спортивные занятия и, по желанию, обучение игре на музыкальных инструментах.
  • 17:00 – вечерняя прогулка на детской площадке, поход в магазин, в гости и т. д.
  • 18:30 — ужин и времяпровождение в семейном кругу.
  • 21:00 – гигиенические процедуры. Важно, чтобы ребенок самостоятельно выполнял элементарные действия – чистил зубы, мыл руки. Дети самостоятельно переодеваются в пижамы и готовятся ко сну.

Методика Монтессори в детском саду: занятия

Обучение детей в детском саду по методике Монтессори происходит с соблюдением главных принципов:

  • Монтессори-дети не ограничены в выборе игрушек и произвольно перемещаются между игровыми зонами;
  • Индивидуальные занятия с педагогом при осваивании нового материала, предмета.
  • Ежедневное обучение завершается групповыми занятиями за круглым столом.
  • Творческие занятия по интересам проводятся небольшими подгруппами.
  • Групповые исследования, мероприятия, экскурсии.


Занятия по программе Монтессори в детском саду:

  • Урок в тишине. Подразумевает бессловесное взаимодействие педагога и ребенка. Общение с помощью зрительного контакта, двигательной активности. Познание своего внутреннего мира.
  • Дыхательная гимнастика. В конце учебного дня Монтессори-дети расслабляются в общем кругу в спокойной обстановке.
  • Развитие речевых навыков. Заучивание стишков, песен, скороговорок. Игры в «противоположности», «верю не верю», «закончи фразу» и т. д.

Игрушки по методике Монтессори

Для развития малышей по методике Монтессори разработано огромное количество игрушек. Все приспособления объединяет одно главное качество – они изготовлены из натуральных материалов.

Если вы хотите подобрать несколько интересных игрушек по методике Монтессори, то предлагаем остановить свой выбор на нескольких универсальных позициях:

  • Деревянный сортер – в виде домика, машины, прямоугольной фигуры. Имеет множество отверстий и вкладышей из разноцветных фигурок различной формы. Развивает мелкую моторику, координацию движений, мышление.
  • Продуктовый набор — ассорти фруктов, овощей, импровизированный завтрак или обед. Наборы помогают организовать сюжетные и ролевые игры, способствуют развитию логики и воображения.
  • Рамки вкладыши – заполнение рамок головоломок элементами разных форм, размеров и частей. Способствует концентрации внимания, усидчивости, тактильному восприятию.
  • Пазлы с геометрическими формами, буквами, цифрами – развивают пространственное восприятие, наблюдательность, координацию движений.
  • Бизиборд – многофункциональная деревянная доска, наполненная разнообразными элементами. Способствует развитию мелкой моторики, сенсорики, сообразительности.
  • Деревянные шнуровки – процесс шнурования развивает внимание, логику, мелкую моторику.


Бизиборд по методике Монтессори

  • Одно из самых интересных и гениальных изобретений по методике Монтессори — бизиборд . Игрушка оформлена в виде развивающей доски с большим количеством разнообразных функций.
  • Бизиборд развивает у маленьких детей моторику, формирует полезные умения и навыки . Его главная задача – помочь ребенка познать окружающий мир.
  • Игровая форма ежедневных занятий приводит к эффективному результату. Происходит комплексное взаимодействие моторных навыков и речевого центра. Функциональность бизиборда увлекает детей на длительный период и приносит массу удовольствия.
  • Бизиборд по Монтессори оснащен бытовыми предметами, с которыми происходит ежедневный контакт – выключатели, кнопки, розетки, часы, молнии, шнуровки, прищепки, пуговицы, замки. Некоторые предметы содержат сюрпризы, которые усиливают детский интерес и любознательность.


Игра с бизибордом развивает ряд способностей:

  • Улучшает двигательную координацию рук;
  • Развивает сенсорное восприятие пальцев;
  • Формирует усидчивость у ребенка;
  • Развивает воображение и тренирует цветовосприятие;
  • Знакомит с новыми словами и тренирует память.


Родители могут самостоятельно смастерить бизиборд Монтессори в домашних условиях.

Игры по методике Монтессори

  • Игры по методике Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений, на развитие обоняния, развитие музыкального слуха и сенсорного опыта.
  • Дети сортируют предметы, изучают звуки музыкальных инструментов, учатся различать запахи, формы, цвета и многое другое.
  • В домашних условиях можно легко организовать простые игры Монтессори.

Отыщи невидимый предмет

  • Из подручных материалов понадобится большая прозрачная емкость, маленькие игрушки и несколько видов крупы.
  • Заполняем бассейн крупами.
  • Внутрь помещаем несколько игрушек.
  • Предложите малышу отыскать конкретный предмет.
  • Покажите, как это сделать.
  • Повысить интерес можно парными предметами. К примеру, два одинаковых кубика – если отыскали первый, то нужно найти ему пару.

Подбери крышечку

  • Игра на развитие логики и мелкой моторики. Приготовьте несколько разнообразных емкостей с крышками. Пластмассовые бутылки, пузырьки, баночки с закрутками.
  • Предложите малышу подобрать емкости к бутылочкам. Покажите пример, как правильно одевать крышку на банку.
  • Даже если у ребенка не получается с первого раза, не спешите ему помогать.

Угадай символ

  • Из плотной бумаги или картона нарежьте несколько одинаковых прямоугольных карточек. Нарисуйте на каждой карточке цифру или букву. Повторите контур клеем и сверху посыпьте песком.
  • После высыхания струсите лишние песчинки. Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их платком. Положите перед ним карточку.
  • Предложите на ощупь угадать какая цифра или буква изображена на карточке. Покажите, как правильно проводить пальцем по контуру.


Логопедический проект по методике Монтессори

  • Система обучения Марии Монтессори позволяет совместить дисциплинированное поведение и свободное перемещение, занимательные игры и учебную работу. Логопеды отмечают эффективность использования материалов Монтессори для обучения детей с проблемами речи.
  • Главное преимущество для детей с особыми потребностями, что метод Монтессори исключает наличие единых правил.

Задача детей Монтессори — превзойти самого себя, а не обогнать сверстника. Ребенок имеет свободу выбора и не ограничен во времени при выполнении различных задач.

  • Развитие речевого центра опирается на познание окружающего мира через органы чувств. Учебные материалы Монтессори для познания окружающего мира позволяют ребенку самостоятельно выделять признаки, свойства, особенности, связи.
  • Первичные признаки становятся основой для совершенствования речевой функции.

Использование отдельных элементов методики Монтессори помогает сформировать в детях следующие качества:

  • Положительная самооценка и уверенность в своих действиях;
  • Стремление к изучению нового материала;
  • Высокий уровень внимания и концентрации;
  • Самостоятельное принятие решений и умение совершать правильный выбор.


Сенсорный и практический материал Монтессори помогает решать следующие задачи:

  • Формирует восприятие на слух;
  • Пополняет активный и пассивный словарный запас;
  • Учит связывать слова в предложения по смыслу;
  • Помогает ориентироваться в окружающей среде;
  • Автоматизирует воспроизведение звуков.

Чтобы закрепить основные понятия, каждый урок Монтессори необходимо завершать анализом проделанной работы, что положительно скажется на развитии связной речи.

Учим буквы по методике Монтессори

  • Знакомство с буквами по методике Монтессори начинается в игровой форме. По мнению Монтессори первое знакомство с буквами должно происходить через рисунок. Напишите прописную букву, предложите ребенку повторить, озвучьте ее название.
  • Используйте передвижной алфавит . Это могут быть буквы-вкладыши, шершавые буквы, бумажные карточки. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, весь алфавит обыгрывают в виде сказки.
  • Буквы можно изобразить на листе бумаги в виде точек. Покажите небольшую презентацию , как правильно соединить точки и что получается в результате.
  • Используйте трафареты в виде букв. Предложите малышу обвести букву и заштриховать ее линиями. Переходите от широких линий к более узким, совершайте движения слева направо.
  • Для составления первых слов используется передвижной алфавит. Достаточно выучить несколько гласных и согласных.
  • Слепое прощупывание выпуклых или шершавых букв помогает детям за короткое время выучить весь алфавит.


  • Монтессори чтение выстраивается с логичной последовательностью – от конкретного к абстрактному, к символам и буквам.
  • Процесс чтения начинается с интуитивного чтения. Когда ребенок еще не умеет читать, но опираясь на картинки и полученные знания, интуитивно озвучивает слово. То есть первые слова должны сопровождаться изображениями. Интуитивное чтение подогревает интерес к изучению букв и чтению.
  • Для первого чтения используются знакомые предметы. Ребенок должен понимать значение слова, которое он читает. Педагогу будет легче подсказать и направить на правильную мысль.
  • Первая книжка может быть оформлена в виде раскраски или содержать крупные предметные изображения.

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Ключевая идея воспитания ребенка по методике Монтессори заключается в саморазвитии ребенка. Родители и педагоги помогают выбрать правильное направление и создают комфортные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Воспитание ребенка по методике Монтессори происходит с учетом общих правил:

  • Территория обучения разграничена на несколько разноплановых зон;
  • На коллективных занятиях присутствуют дети разных возрастов, что стимулирует помогать младшим и обучаться у старших;
  • Самостоятельный выбор игр и длительности обучения;
  • Дети всегда убирают игрушки на место, проявляя уважение к другим участникам процесса;
  • Обучение происходит в тишине, ребенок не нарушает комфорт других детей;
  • Дети не забирают игрушки у сверстников, тот кто первый взял – тот и пользуется материалом.

Преподавание английского языка в свете методики Монтессори

  • Курсы английского для дошкольников хорошо тренируют память, развивают навыки коммуникации, расширяют кругозор ребенка. Преподавание английского в свете методики Монтессори поможет привить любовь к изучению иностранных языков.
  • Вместо сложных и скучных упражнений дети изучают английский по Монтессори с помощью лепки, аппликаций, рисунков. Изучение новых слов происходит по наглядным предметам в окружающей среде. Визуальная память улучшает запоминание новых иностранных слов.
  • В процессе обучения дети вовлекаются в игры, которые переключают их на новую языковую среду. Методика Монтессори позволяет сменить привычные упражнения увлекательной интересной работой.


Обучение письму по методике Монтессори

  • Методика Монтессори позиционирует процесс письма как более легкий и естественный , чем чтение. Если в процессе чтения ребенку нужно понять чужую точку зрения, то в процессе письма дети излагают свои собственные мысли.
  • Написание букв по методике Монтессори должно начинаться с письменной формы, а не с печатной. Прописные буквы имеют плавные линии и закругления, которые гораздо легче подаются детской кисти. Ребенку проще прорисовать ряд закругленных символов, чем строчку прямых палочек.
  • По методике Монтессори детей обучают рисовать целые символы, а не их части. Для того, чтобы ребенок мог прорисовать букву целиком, предварительно его необходимо научить правильно держать ручку. Тренировка кисти и координации движений происходит с помощью сенсорных материалов. Ребенка необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать, завязывать, пересыпать, разрезать.


  • Подготовка детской руки к письму по Монтессори происходит с помощью металлических фигур-вкладышей, подвижного алфавита, песчаной бумаги, звуковых игр и игр-упражнений.

Развитие речи по методике Монтессори

  • Первый лексический багаж формируется у детей до 2,5 лет. Активное взаимодействие со взрослым человеком позволяет полностью овладеть речью до 3,5 лет. Для развития речи по методике Монтессори в возрасте 3-4 лет в процессе обучения начинают участвовать разрезные цифры и буквы.

С 4 летнего возраста дети начинают прописывать буквы и слоги. По Монтессори уже в этом возрасте возможен прогресс – написание отдельных слов.

  • За письмом следуют навыки чтения. По Монтессори детям легче излагать мысли через письмо, чем через чтение или слуховое восприятие речи других людей.

Развитие мелкой моторики рук по методике Монтессори

  • Развивать мелкую моторику по методике Монтессори помогает восприятие мелких предметов. Контакт с бусинками, горошинками, пуговицами увлекает ребенка на длительный период.

Ребенку легче познавать окружающий мир через мелкие и маленькие предметы. Доступные и безопасные предметы помогают обрести уверенность в себе.

  • Игровой процесс с участием мелких предметов совершенствует мелкую моторику, которая тесно связана с речевым центром и психологическим развитием ребенка.

Задания по методике Монтессори: примеры для детей

Работа с вкладышами.

  • На листе бумаги выкладываются разные фигуры и обводятся разноцветными карандашами. Убираем все фигуры, перемешиваем и просим ребенка разложить каждый предмет в свою рамку.
  • Разукрашиваем формы фигур акварельными красками, заштриховываем карандашами.
  • Вырезаем обведенные фигуры из цветной бумаги и наклеиваем на белый лист.

Формирование предметов, объектов, явлений по группам.

  • Набор карточек на тему «Животные», «Овощи», «Профессии» и т. д. По очереди раскладываем по одной картинке. Ребенок должен озвучить изображение.
  • Выкладываем в ряд по одной карточке из каждой группы. Оставшиеся карточки смешиваем и по одной показываем детям. Задача ребенка присоединить изображение к конкретной группе по набору схожих признаков.
  • Разложить перед ребенком десять изображений животных. Одну карточку незаметно спрятать. Помочь ребенку вычислить какого животного не хватает.


Помощь на кухне.

  • Приготовьте две емкости. Одну заполните крупой. Дайте ребенку ложку и предложите аккуратно пересыпать крупу во вторую миску.
  • Готовим емкость с жидкостью, чашку и маленький половник. Показываем малышку как наполнить чашку питьем с помощью половника. Предлагаем убрать разлитое с помощью губки.
  • Наливаем в широкую миску воду, добавляем жидкое мыло. Показываем, как вспенить воду. Вставляем в мыльную воду трубочку и дуем пузыри.

Монтессори методика: плюсы и минусы

Методика Монтессори заслужила признание большого количества педагогов. Множество дошкольных центров и школ обучают детей по аналогичным принципам.

Среди главных плюсов системы Монтессори стоит выделить:

  • С самого младшего возраста Монтессори дети учатся быть самостоятельными , приобретают полезные навыки самообслуживания;
  • Методика Монтессори учит проявлять уважение, заботу и терпение друг к другу;
  • Познание мира происходит через собственные открытия и закрепление знаний на практике ;
  • Монтессори дети учатся принимать ответственные решения, привыкают к самодисциплине;
  • Качественное развитие моторики и сенсорного восприятия.


Недостатки системы Монтессори:

  • Обучение по методике Монтессори не предусматривает развитие творческих способностей ;
  • Процесс обучения исключает контакт с обычными игрушками;
  • Обучение не предусматривает развитие многих личностных качеств ;
  • Кардинальная разница с традиционным процессом обучения и как следствие, сложная адаптация в дальнейшем;
  • Полное отсутствие ограничений, которое значительно снижает темп и мотивацию ребенка;
  • Для качественного усвоения материала необходима полная система инструментов и материалов, отрывочные элементы малоэффективны.

Методика Монтессори: за и против

  • Большой арсенал материальной базы для обучения по методике Монтессори и специализированная подготовка педагогов делает Монтессори сад и школу более дорогими. По этой причине некоторые родители отдают предпочтение государственным детским учреждениям.
  • После обучения по методике Монтессори ребенку придется перестраиваться на классно-урочную систему , что вызовет некоторые трудности.
  • Индивидуальное обучение учеников оставляет очень мало времени для коммуникации со сверстниками , что вызывает временные трудности в начале школьного учебного процесса.


  • Методика Монтессори особенно полезна для детей с особыми потребностями. Эффективная система обучения помогает восполнить пробелы в навыках и способностях до уровня нормального развития.
  • Самостоятельное обучение формирует у Монтессори детей ответственность , мотивирует на новые открытия и желание получать новую информацию, развивает аналитические способности.

Методика Монтессори: отзывы

  • Алина, мама Софии 6 лет. Наша дочка занимается по методике Монтессори. Педагоги учитывают особенности и потребности каждого ребенка в отдельности. По сравнению со стандартной системой образования, дети получают больше знаний и приобретают больше навыков. Самостоятельное обучение по Монтессори позволяет качественнее закрепить материал.
  • Ирина, мама Левы 9 лет. Мой сын посещает Монтессори школу со 2 класса. Помимо большого количества новой информации, ребенок приобрел такие важные качества как уверенность в себе, любознательность, неиссякаемый интерес к учебе. Никогда не слышала от ребенка, что ему надоело или тяжело учиться. С нетерпением ждет конца каникул, чтобы снова приступить к занятиям.
  • Елена, мама Максима 7 лет. Опираясь на положительные отзывы, выбрали для сына детский сад Монтессори. Обучение в саду по методике Монтессори обеспечило нашему сыну гармоничное развитие, научило уважать себя и окружающих, подарило возможность развиваться в собственном ритме с учетом индивидуальных пожеланий. Система Монтессори помогла раскрыть потенциал Максима и воспитала искреннее желание получать новые знания.

Видео: Чтение по методике Монтессори