ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Зеленые зоны. Зеленая зона

Зеленые зоны - это территории за пределами городской черты, занятые лесами и лесопарками, выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения.[ ...]

Эффективность системы озеленения города зависит от ее взаимосвязи с окружающими город зелеными открытыми пространствами и лесами. Поэтому города и их пригородные зоны должны рассматриваться как единое целое. В пригородной зоне выделяется лесопарковый пояс - зеленое кольцо, примыкающее к городу и имеющее особый природоохранительный режим. Ширина его в зависимости от величины и профиля города и местных природных условий колеблется от 5 до 20 км.[ ...]

Основные функции лесопаркового пояса - оздоровление городской среды и удовлетворение потребности населения в местах кратковременного отдыха. В границах лесопаркового пояса ограничено строительство, проводится комплекс мероприятий по охране и развитию естественных качеств природного ландшафта (преобразование лесов в лесопарки, создание водохранилищ).[ ...]

Состав и размер зеленых зон городов с численностью населения более 1 млн человек определяют по индивидуальным проектам.[ ...]

По целевому назначению зеленые зоны городов должны подразделяться на лесопарковую и лесохозяйственную. Зеленую зону города составляет лесопарковая часть с эстетически ценными ландшафтами.[ ...]

Леса и другие зеленые насаждения, входящие в состав зеленых зон городов, ограничивают естественными рубежами, визирами или просеками. На территориях, прилегающих к городам, предусматривают пригородные зоны в качестве резервов последующего развития городов и для размещения объектов их хозяйственного обслуживания, а также зеленых зон для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и санитарно-гигиенических условий. Зеленую зону планируют в едином комплексе с застройкой города. Для городов, входящих в единую систему расселения, создают общую пригородную и зеленую зоны, не допуская при этом слияния населенных пунктов между собой.[ ...]

В городах - оазисах пустынь наиболее приемлема линейно-полосовая система озеленения с размещением зеленых массивов на периферии города со стороны горячих ветров в комплексе с искусственным орошением. По возможности формируется развитая система озелененных территорий общего пользования, объединяемая в целостную структуру, бульварами, пешеходными аллеями и озелененными полосами вдоль оросительных каналов, что уменьшает летний перегрев городской среды.[ ...]

Границы пригородной и зеленой зон определяют в каждом отдельном случае в зависимости от величины города, народнохозяйственного значения и перспектив его развития, системы группового расселения, местных природных условий, сложившихся трудовых и других связей населения.[ ...]

В пределах городской и пригородной зоны допускается размещать промышленные и сельскохозяйственные предприятия, обслуживающие город; склады государственных резервов, базисные склады продовольствия, фуража, промышленных товаров; сортировочные и грузовые станции железных дорог; высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские институты; водозаборные, очистные сооружения, обеспечивающие благоустройство и нормальное функционирование города и пригородной зоны.[ ...]

В зеленой зоне находятся лесопарки, загородные парки, сады, питомники и другие виды зеленых насаждений; дома отдыха, пансионаты, мотели и кемпинги, пляжи, физкультурные и спортивные сооружения, туристские, охотничьи, рыболовные базы, пионерские лагеря, детские дачи, лесные школы; лечебно-профилактические учреждения (при наличии соответствующих природно-лечебных факторов); дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 12.11.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.08.2017, N 0001201708280014).
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 7 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 декабря 2009 года N 1007

1. Настоящее Положение устанавливает порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов (далее соответственно - лесопарковые зоны, зеленые зоны).

2. Лесопарковые зоны устанавливаются в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов.

3. Зеленые зоны устанавливаются в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды.

4. Лесопарковые и зеленые зоны могут устанавливаться на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, а также в городских и сельских поселениях, в которых расположены леса (за исключением городских лесов).

5. Границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации , являются соответственно границами лесопарковых зон и зеленых зон.

6. Площадь лесопарковой зоны определяется в зависимости от численности населения соответствующего поселения. Площадь зеленой зоны определяется в зависимости от лесорастительной зоны, отношения площади покрытых лесной растительностью земель к общей площади территории муниципального района или субъекта Российской Федерации, в границах которого устанавливается зеленая зона (лесистости), и численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128 .

7. Границы функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов.

8. Функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны.

В лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру либо в случаях, когда не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

9. В лесопарковой зоне выделяются зона активного отдыха и прогулочная зона.

В отдельных случаях для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов могут быть выделены функциональные зоны - зона фаунистического покоя и восстановительная зона.

10. Зона активного отдыха выделяется в местах лесопарковой зоны с наибольшей рекреационной нагрузкой в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости. Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесопарковой зоны.

11. Прогулочная зона выделяется в менее посещаемых населением местах лесопарковой зоны для организации прогулочных и туристических маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны.

12. Зона фаунистического покоя выделяется в целях обеспечения оптимальных условий обитания и размножения диких птиц и зверей.

13. Восстановительная зона выделяется в местах лесопарковой зоны, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

14. Нормативы благоустройства зоны активного отдыха и прогулочной зоны в лесопарковой зоне устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 50 ; в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года N 1128 .

15. Подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны (далее - проектная документация) осуществляется по инициативе заинтересованного лица.
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

16. В случае разработки проектной документации по заказу органа государственной власти субъекта Российской Федерации проектная документация разрабатывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

17. В состав проектной документации включаются текстовые и графические материалы, содержащие в том числе:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых проектируются лесопарковые зоны и (или) зеленые зоны;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в границы лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны;

в) карты (схемы) лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, содержащие описание местоположения границ земельных участков (их частей), расположенных в границах соответствующей зоны;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая перечень границ (кварталов, выделов) спроектированных лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны, а также сведения о лесистости района;

д) схема разбивки лесопарковой зоны на функциональные зоны.

18. При проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесопарковых зонах и зеленых зонах, а также территории, предусмотренные документами территориального планирования для размещения таких объектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

19. Проектная документация подлежит согласованию с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны, до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны.

Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации до принятия решения о ее утверждении. Срок согласования проектной документации не превышает 15 календарных дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

20. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня представления проектной документации рассматривает ее и принимает решение об ее утверждении или о направлении на доработку.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года N 998 .

21. Функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации.

Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон.

22. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, обеспечивает в установленном порядке внесение соответствующей информации в государственный лесной реестр.

В случае если осуществление полномочий, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации , не передано в установленном порядке органам государственной власти субъекта Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 21 настоящего Положения, направляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства для внесения в установленном порядке соответствующей информации в государственный лесной реестр.

Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение, указанное в пункте 21 настоящего Положения, в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

23. Изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Положением.

Изменение границ лесопарковых зон и зеленых зон, которое может привести к уменьшению площади этих зон, не допускается. При изменении границ лесопарковых зон и зеленых зон площадь исключаемых лесных участков компенсируется включением в границы этих зон лесных участков, площадь которых не меньше площади исключаемых лесных участков и которые расположены на территории того же лесничества (лесопарка) либо на территории ближайших лесничеств (лесопарков).

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Любого города или другого поселения. Она представляет собой территорию за пределами городской черты, занятую лесопарками, лесами и выполняющую охранную и санитарно-гигиеническую функции. Такие зоны образуют защитный лесной пояс и зачастую выступают местом для отдыха людей.

Основные функции и предназначение

Классифицируют зелёные зоны в зависимости от структуры и назначения территории. Внутри них выделяют особо охраняемые зелёные зоны. Также к ним относятся заказники, леса вокруг оздоровительных комплексов и другие территории с определёнными ограничениями природопользования.

Такие экологические системы выполняют ряд серьёзных функций, среди которых:

  • Улучшение состояния окружающей среды, а именно: обогащение воздуха кислородом, смягчение микроклимата и радиационного режима города, снижение уровня запылённости воздуха и концентрации в нём вредных химических веществ.
  • Рекреация. Зелёная зона создаёт оптимальные условия для отдыха людей на открытом воздухе.
  • Предохранение от перегрева почвы, стен зданий и пешеходных дорожек.

Кроме гигиенических и санитарно-оздоровительных функций, зелёные зоны также имеют эстетическое значение. Такие территории используют для строительства престижных жилых районов, что свидетельствует об их важной архитектурно-планировочной роли.

Зона зелёных насаждений

Зелёные насаждения, представляющие собой совокупность деревьев и кустарников и травянистых растений на определённой территории подразделяются на группы общего и ограниченного пользования.

К первой относятся набережные, бульвары, скверы, городские Вторая группа представлена участками школ, спортивных и детских комплексов, жилых территорий.

Независимо от категории назначения, зеленая зона играет главенствующую роль в процессе создания оптимальных условий для человека. Это касается не только очищения воздуха от загрязняющих веществ, но и снижения уровня шума, вибрации, защиты от ветров. Зелёные насаждения в целом положительно воздействуют на нервную систему человека, что благотворно влияет на жизнедеятельность и отдых населения.

Зона отдыха и рекреации

Потребность человека в отдыхе существует всегда, независимо от места его проживания.

Однако спрос на отдых на природе возрастает в зависимости от уровня жизни населения. По мере роста благосостояния растут требования к организации загородного отдыха.

Среди основных выделяют рекреационную, задача которой состоит в создании живого растущего леса, удовлетворяющего потребности массового отдыха населения. Таким образом, зелёные зоны отдыха соответствуют требованиям здорового, полноценного, а значит, с высокими санитарными, гигиеническими и эстетическими свойствами, отдыха.

Значение лесов зелёных зон

Леса зелёной зоны представляют собой совокупность лесных насаждений в пригородной зоне за пределами городской черты. Такие системы выполняют средозащитную роль и обеспечивают благотворные условия для отдыха. В зависимости от интенсивности посещения населением, наличия транспортной сети, отдалённости от населённого пункта и видового состава, различают такие типы:

  • лесопарковая;
  • лесохозяйственная.

К первой относятся территории, расположенные вблизи поселения и предназначенные для кратковременного отдыха.

Лесопарковая часть характеризуется живописными пейзажами, присутствием водных объектов и транспортных путей. Также в пределах данной части выделяют отдельные зоны: прогулочная, мемориальная, историческая, а также зона активного отдыха. Лесохозяйственная часть расположена за пределами города и выполняет в основном санитарную и средозащитную роль.

Правовые аспекты пригородных зон

Среди основных элементов правового режима зелёных зон выделяют запреты на:

  • осуществление хозяйственной и другой деятельности, негативно влияющей на выполнении основных функций данных зон;
  • ведение охотничьего и сельского хозяйства, разработку месторождений полезных ископаемых;
  • использование токсичных препаратов с целью охраны и защиты насаждений.

Особенности воспроизводства лесов, их использования и охраны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Охрана зелёного фонда предполагает организацию системы мероприятий, направленных на сохранность и нормальное функционирование зелёных зон, обеспечивающих нормализацию экологической обстановки и создание благоприятной окружающей среды. Также зелёная зона ограничивается доступностью определённых участков для рекреации и массового посещения населения.

Благоустройство территории

В последнее время роль зелёных зон как ресурса сферы отдыха значительно возросла. Для сохранения позитивного влияния таких территорий и предотвращения негативного воздействия необходима продуманная, тщательно спланированная система лесопользования. То есть очевидна важная роль благоустройства территории пригородных зон. Главной задачей такого благоустройства является разработка комплексных мероприятий, обеспечивающих стабильность и защиту свойств лесных фитоценозов.

Мероприятия включают природоохранную деятельность, регуляцию посещаемости, благоустройство рекреационных зелёных зон. На территориях массового посещения создают условия для отдыха населения: устраивают игровые, прокладывается густая тропиночная сеть, оборудуются транспортные стоянки. Кроме того, зелёная зона, участок которой является местом кратковременного отдыха населения, требует регулярной уборки сухостоя и бытового мусора. Любые мероприятия проводятся с учётом устойчивости зелёных насаждений к антропогенным нагрузкам.

Обозначение границ

На основании градостроительной документации устанавливается граница зелёной зоны. Что, в свою очередь, осуществляется с учётом интересов населения, муниципальных образований и субъектов градостроительной деятельности.

Зонирование территории пригородной зоны представлено в территориальных комплексных схемах городского планирования. Ещё в проект создания и развития лесного хозяйства вносятся рекомендации по обоснованию границ зелёной зоны. Также в качестве квартальных границ при устройстве лесов зелёных зон могут использоваться тропы, дороги, ручьи и реки.

Для городов и населённых пунктов, расположенных в безлесных районах, вместо зелёной зоны должны быть предусмотрены защитные полосы зелёных насаждений, расположенные со стороны господствующих ветров. Ширина таких полос индивидуальна для конкретных населённых пунктов.

Наличие «зеленых зон» вокруг населенных пунктов в последнее время не раз становилось камнем преткновения и поводом для рассуждений неравнодушных к экологии региона общественников. Стоит обратиться к специалистам, чтобы понять, что такое «зеленые зоны», есть ли они вообще на территории Омской области, а если есть, то кто и как их выделяет.

Поясняет Ольга Шарапова, первый заместитель начальника Главного управления лесного хозяйства Омской области:

Само понятие «зеленые зоны» – это лесохозяйственный термин, который подразумевает под собой определенную суть. Его нередко путают с понятием «участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ». Давайте разберемся.

По целевому назначению лесные участки делятся на защитные и эксплуатационные – названия говорят сами за себя. Защитные леса делятся на различные категории, и одна из них – «зеленые зоны», которые располагаются вокруг населенных пунктов.

Кроме этого, в защитных и эксплуатационных лесах могут выделяться особо защитные участки лесов (ОЗУ) с некоторым ограничением лесопользования. ОЗУ в свою очередь также делятся на категории в зависимости от расположения. Например, вокруг населенных пунктов ОЗУ называются «участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ». По закону и «зеленые зоны», и «участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ» могут быть переданы в аренду. Тем не менее, это два разных понятия.

Как определяются рассмотренные категории? Согласно действующему законодательству, границы категорий защитных и эксплуатационных лесов определяются только при лесоустройстве, которое проводит ФГБУ «Рослесинфорг», обладающее необходимыми специалистами, оборудованием и имеющее соответствующие лицензии. ФГБУ «Рослесинфорг» действует в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России. Далее, на основании полученной лесоустроительной информации, работу ведут специалисты лесного хозяйства.

Так, по Лесоустроительной инструкции площадь «зеленой зоны» определяется в зависимости от ряда параметров, в том числе и от численности населения соответствующего поселения. Нормативы для определения площади «зеленой зоны» устанавливает Минприроды России. Если характеристика населенного пункта не соответствует данным нормативам, то «зеленая зона» не может быть выделена. Для таких случаев предусмотрено определение «участков лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ» – в радиусе 1 км, согласно Лесоустроительной инструкции. Таким образом, установление границ «зеленых зон» и особо защитных участков лесов определяется федеральным законодательством и не может быть изменено субъектом РФ.


Правовой режим зеленых зон определяется земельным и лесным за­конодательствами, а также законами об охране окружающей среды.

В лесном хозяйстве режим зеленых зон установлен в ГОСТ 17.5.3.01-78 «Охрана природы Земли. Состав и размер зеленых зон горо­дов». Зеленые зоны создаются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Площадь зеленой зоны опре­деляется с учетом характеристик лесной растительности и лесистости территории, а также численности населения (приложение 1). Для горо­дов с численностью населения более 1 млн чел. размер зеленых зон устанавливают по индивидуальным проектам. В малолесных районах площадь зеленых зон минимальная, поэтому вся отнесена к лесопарковой части.

Зеленые зоны вокруг городов могут быть размещены равномер­но и неравномерно. Для лесов зеленой зоны целесообразнее равно­мерное кольцевое размещение (рис. 2), так как при этом они наиболее благоприятно и в полной мере влияют на воздушный бас­сейн города.

Неравномерное размещение (одностороннее, очаговое - отдельно или массивами, полосами, рощами и т.д.) зеленых зон характерно при расположении города вдоль большой реки, берега моря, залива (рис. 3) или водохранилища, в горах и безлесных районах.

Зеленые зоны вокруг городов по характеру использования могут иметь в своем составе следующие объекты:

общего пользования (загородные парки, лесопарки, зоны отдыха, ту­ристские и спортивные базы и другие объекты);

ограниченного пользования (лесные массивы при домах отдыха, дет­ских оздоровительных объектах, интернатах и др.);

специального назначения (почво- и ветрозащитные, водоохранные, лесомелиоративные насаждения, заповедники, заказники, дендрарии и другие объекты).

По данным государственного учета лесного фонда на 01.01.2003 г., общая площадь зеленых зон России составляла 13,2 млн га.

При лесоустройстве в лесах зеленых зон выделяют две хозяйственные части: лесопарковую и лесохозяйственную, которые, в свою очередь, де­лятся на более мелкие единицы в зависимости от назначения и исполь­зования.


1.

■■■■ - границы лесопарков; 15 - номера лесопарков;

Рис. 2. Лесопарковый пояс Москвы - равномерное размещение лесов зеленой зоны:

1 - Измайлово, 2 - Кусково, 3 - Кузьминки, 4 - Горенский, 5 - Озерный, 6 - Кучинский, 7 -Салтыковский, 8 - Томилинский, 9 - Бирюлевский, 10 - Видновскии, И -Бутовский, 12-Мемориалъный, 13 - Богдановский, 14 - Казанский, 15 - Коробовский, 16 - Съяновский, 17 - Олимпийский, 18- Ясеневский, 19- Тропаревский, 20 - Валуевский, 21 - Ульянов­ский, 22 - Баковский, 23 - Подушкинский, 24 - Фили-Кунцевский, 25 - Опалиховскии, 26 -Красногорский, 27-Новогорский, 28-Химкинский, 29 - Хорошевский, 30 - Покровское-Стрешнево, 31 -Хлебниковский, 32-Лобненский, 33 - Марфинский, 34 - Пироговский, 35 - Учинский, 36 - Тишковский, 37 - Протасовский, 38 - Крюковский, 39- Городской


Граница лесопарковой зоны;

Граница пригородных лесов;

77771 -город.

Рис. 3. Схема пригородных лесов Санкт-Петербурга - неравномерное размещение лесов зеленой зоны (Пряхин, Николаенко, 1981)


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЛЕСОПАРКАХ

На основании ГОСТ 17.6.3.07-78 «Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов. Общие требо­вания» в лесном фонде выделяют:

> лесопарковую часть - часть площади зеленой зоны населенного пункта, используемую в целях организации отдыха населения, с режи­мом хозяйства, направленным на сохранение, создание и формирова­ние устойчивых лесных ландшафтов;

>■ лесохозяйственную часть - часть площади зеленой зоны насе­ленного пункта с режимом хозяйства, направленным на обеспечение средозащитных и средорегулирующих функций леса, развитие лесохо-зяйственного производства и создание резерва для расширения лесо­парковой части.

Обе части зеленой зоны населенных пунктов служат целям рекреа- < ции.

В переводе с латинского языка «рекреация» (гесгеайо) означает «вос­становление сил», «выздоровление», а в переводе с польского (гекгеада) - «отдых». Лес обладает притягательной силой для человека. Это объясня­ется теми благоприятными условиями, или зонами комфорта, которые возникают под кронами деревьев (рис. 4). Сочетание благоприятного теплового режима с озонированным воздухом, насыщенным легкими ио­нами, фитонцидами и ароматическими выделениями растений, на фоне зрительного восприятия и шума листвы создает комфортную обстановку, отдых в которой можно сравнить с отдыхом на морском побережье.



В ОСТ 56-100-95 «Методы и единицы рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы» установлены следующие виды рекреа­ции: кемпинговая, повседневная, спортивно-массовые мероприятия, лесной туризм, лесная экскурсия.

Кемпинговая рекреация - многодневное с ночлегом пребывание лю­дей на специально оборудованных на землях лесного фонда стоянках и базах отдыха в целях отдыха, физического развития, развлечений. Это обеспечивает относительно небольшой радиус распространения антро­погенной нагрузки на лесную среду, поскольку рекреанты возвращают­ся на ночлег в стационарные домики - кемпинги.

Повседневная рекреация - кратковременное без ночлега пребывание людей в лесу с целью отдыха, физического развития, развлечений.

Спортивно-массовые мероприятия - этот вид лесной рекреации под­разумевает кратковременное без ночлега пребывание людей на землях лесного фонда под контролем группы специалистов - тренеров, инструк­торов - в целях проведения соревнований и учебно-тренировочных за­нятий по различным комплексам физических упражнений (спортивная охота, рыб"ная ловля и т. п.).


Рис. 4. Схема формирования рекреационной среды под пологом леса

(Хаиретдинов, 2002)


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЛЕСОПАРКАХ

Лесной туризм - многодневное путешествие группы людей по опре­деленному маршруту на землях лесного фонда в целях отдыха, физичес­кого развития, познания, выполнения туристских нормативов. Лесной туризм предполагает наличие специализированного снаряжения: рюк­заки, палатки и др. (рис 5). Группу лесных туристов возглавляет инст­руктор. Он должен не только хорошо ориентироваться на местности, но и обладать знаниями в области обеспечения безопасности жизнедея­тельности группы (уметь оказать первую медицинскую помощь, разби­раться в съедобных грибах и ягодах и т. п.).

Лесная экскурсия - кратковременное без ночлега посещение группой людей достопримечательного объекта на землях лесного фонда в целях познания, обучения, отдыха. Маршрут лесной экскурсии прокладывают по местам, где расположены памятники природы: водоемы, каньоны, редкие виды древесных растений и пр.

Приведенная классификация видов лесной рекреации основана на продолжительности отдыха и на его характере. Известна также класси­фикация видов рекреации по степени отрицательного воздействия на лес (Тарасов, 1986): дорожная, бездорожная, обывательская, бивачная, транспортная, кошевая.


Лесопарки имеют большое историко-культурное значение. Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная поляна», Пушкинский государственный заповедник «Михайловское», пушкинская усадьба «Болдино», лермон­товские «Тарханы», тургеневское «Спасское-Лутовиново» и многие дру­гие исторические места стали местами посещений экскурсантов. Их


привлекают не только музеи, но и чудесные по красоте ландшафты рус­ских усадеб, живописные лесопарки, парки, сады, пруды, озера.