ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Развивающие игры для ребенка 1год 6 месяцев. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

Физическое развитие ребенка в полтора года

Вес мальчиков в 1 год и 6 месяцев от 10,2 до 13,0 кг. Вес девочек от 9,8 до 12,2 кг. Рост мальчиков от 78,4 до 85,9 см. Рост девочек от 77,1 до 84,5 см.

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы). Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым). Восходит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом. Проходит по слегка наклонной доске. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Ребенок уже држит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу. Пьет из чашки, почти не проливая. Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях. Спокойно относится к умыванию.

Питание ребенка в 1 год 6 месяцев

В возрасте до полутора лет ребенок: окончательно осваивает ложку и чашку и предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.

Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи.

Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна. В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда. Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.

Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.

После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак - 8:00, обед - 13:00, полдник - 16:00, ужин -19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи. Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов. Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей. Перед сном малыш может выпить грудное молоко, кефир.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

В этом возрасте ребенок ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик), находит из по просьбе взрослого. Подбирает предмет такой же формы, как на образце. Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия. Ориентируется в двух величинах (большой и маленький), находит после показа, по просьбе взрослого. Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине.

С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре. Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Ребенок ориентируется в двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый. Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Может переворачивать страницы книг ("читает"), катить перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу).

Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Ребенок эмоционален, требователен. Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента. Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Ребенок эмоционально-уравновешен, спокоен в течение дня. У него появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет").

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается).

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей. Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку. Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям. Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам.

Различно реагирует на разные мелодии, сказки, стихи. С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие. Малыш способен произносить до 40 облегченных слов.

Умеет отвечать на простые вопросы. Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.

Малыш показывает части тела по просьбе взрослого.Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает их по просьбе взрослого. Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Малыш произносит простые слова. Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" в реальной ситуации и по картинке.

Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.

Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Интеллектуальное развитие в полтора года

Приблизительно в этом возрасте малыш может задавать вопросы: "Что это?" практически обо всем, что попадает в его поле зрения. Стремление узнавать названия окружающих его предметов способствует интенсивному пополнению словарного запаса в возрасте примерно от 18 до 20 месяцев.

Как только ребенок попадает в эту фазу стремительного увеличения используемых слов, он становится способным осваивать до нескольких новых слов за день. Поскольку познание языка в данном периоде основывается на повторении, малыши обычно увлекаются простыми песенками, играми с пальчиками, а также играми с использованием забавных слов и звуков.

Дети могут зачастую практиковаться в применении новых слов перед сном, либо во время прогулки. Дети быстро понимают силу слова, в особенности, когда видят, что при помощи слов можно заполучить необходимое.

А что умеет ваш малыш в полтора годика?

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

Цикл статей «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет».

Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность

Наши задачи:

Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка).
Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности - называть их: «большой», «поменьше», «маленький».
Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех.
Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром).
Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки.

Примерные дидактические игры:

Игра с пирамидкой

Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветая – для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше – то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (доча) – это могут быть, к примеру, ежики.

Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: «Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!», затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша.
«Давай угощать гостей» - и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик – большой! Мама Ежиха – поменьше, а дочка Ежонок – маленькая.
Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой.
Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» - еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе – большое, Маме – поменьше, Дочке – маленькое.
Когда ежики «поедят» - нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений.
В конце занятия обратите внимание ребенка на результат - красивую ровненькую пирамидку - «Вот как мы умеем!»

Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок.
Игра с вкладышами-колпачками

Для игры необходимы: Вкладыши - цветные кубики, колпачки (конусы) или „мисочки“ (цилиндры) – 8 вкладышей в наборе.

Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

С собранного набора вкладышей - снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих – по два колпачка – разной величины.
Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки - малые колпачки ставятся на большие.
Далее – колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов „свертывается“, принимая изначальный вид.
Затем колпачки можно „выстроить“ друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: „Вот как у тебя здорово получилось!“

Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких – каждый шаг – отдельная мини-игра. А потом собрать в одну – комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно - величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.

Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов.
Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка.
Игра «Две матрешки»

Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.

Дайте ребенку две матрешки - большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.
Игра в машинки

Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.

Играем:
Расположите гаражи на удлиненной поверхности - «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.
Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.
Строительная игра « лесенка»

Для игры необходимы: 12 кубиков „кирпичиков“, устойчивая игрушка или матрешка.

Играем:
Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку - попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из „кирпичиков“, положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один).
По лесенке пусть кроха „поведет“ матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.
Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром
Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?

В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).

Теперь Вам нужно как бы „идти“ в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки.
Что делать если ребенок пассивен в игре?

Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже.
Примеры развивающих сюжетных игр:
Игры-занятия «Поручения»

Как и ранее, с помощью игр-занятий „Поручения“ можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку… Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.).
Игровые сценки «Бытовые ситуации»

Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:

Показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»;
воспитывать интерес и любовь к труду: „Стирка платья для куклы“, „Починка игрушек, книжек“;
показывать эпизоды из повседневной жизни малыша;
показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок - варенье; Мишка угощает Ежика - поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем;
знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет.
Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)

Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла – тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла - девочка). Кукольная одежда: если лето – платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки… Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).

Собираясь на прогулку – предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой).
«Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» - так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка.
Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п.
После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди - то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, например такой детский стишок:

Покатились санки вниз!
Крепче, куколка, держись,
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

А летом его можно чуть-чуть изменить (катая куклу с небольшой детской горки):

Покатились с горки вниз!
Веселей, Катя, катись!
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

Варианты игры: Точно также можно проводить игры и с другими игрушками. Например, с мишкой (вместо одежды его можно завернуть в пеленку).
Если на улице лето: можно играть с куклой в „прятки“, рассматривать листики, насекомых, собирать цветочки в маленький букетик и т.п.;
Если зима: „копать“ лопаткой снег, складывать его в ведерко, отвозить в санках и пр.
Игра „Посудка для куклы“

Закрепляем знания ребенка о назначении столовой и чайной посуды (игровые наборы).

Для игры необходимы: Кукла (или (и) другая игрушка), кукольная столовая и чайная посуда (сервизы).

«Кукла Катя хочет кушать. Что нужно сделать? Правильно, ее нужно покормить.» - говорите Вы, и выставляете перед ребенком два набора: столовый и чайный.
Побуждайте ребенка самостоятельно решать такие задачки, как подбор и поиск необходимых предметов: „Что же Кате нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же тарелка и ложка? Вот они!» Кукла ест суп. «А теперь кукла хочет пить чай, что ей нужно для этого? Кружка! На, Катя, кружку, пей!“.
Игра „Овощи“

Знакомим ребенка с названием овощей, и учим его равнивать их с соответствующими картинками.

Для игры необходимы: Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь (можно игрушечный набор, но лучше, настоящие, хорошо вымытые овощи). Соответствующие этим овощам картинки.

П окажите и назовите ребенку каждый овощ. Пусть он потрогает, поиграет ими, а настоящие овощи – попробует на вкус.
Научите ребенка сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе можно использовать фольклорные сюжеты (потешки, стишки и загадки про овощи).

Примечание. Стишки создают эмоциональный фон общения, но не рассчитаны на их запоминание ребенком.

К полутора годам окончательно формируется режим дня малыша, придерживаться которого он будет до самой школы.

Теперь карапузу достаточно одного дневного послеобеденного сна, а длительность утренней и вечерней прогулок увеличивается до 2-3 часов.

Питание ребенка в 1 год и 6 месяцев становится четырехразовым – завтрак, обед, полдник и ужин.

Для нормального роста и развития маленького сорванца важно, чтобы его рацион был сбалансированным и включал все необходимые полезные вещества.

Как составить сбалансированный рацион для ребенка в 1 год и 6 месяцев

В полтора года большинство детей уже не только уверенно ходят без посторонней помощи, но бегают, поднимаются по ступенькам, учатся играть с мячом.

В этом возрасте начинается интенсивное развитие речевого аппарата — словарный запас карапуза включает уже около 40 слов и постоянно пополняется.

Чтобы физическое, умственное и эмоциональное развитие ребенка было полноценным, организм должен получать белки, жиры, углеводы, витамины, микро- и макроэлементы.

В соответствии с нормативами, суточная потребность полуторагодовалого малыша в питательных веществах, составляет:

  • Белки – 52 г;
  • Жиры – 52 г;
  • Углеводы – 195 г.

Чтобы составить для ребенка сбалансированный рацион, нужно выяснить, какие продукты содержат наибольшее количество полезных компонентов.

Белки

Белки являются основным строительным материалом детского организма. Их недостаток может замедлить рост ребенка, привести к отставанию в психическом и умственном развитии.

Согласно нормам, среди всех белковых продуктов, включаемых в рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев, 80-85% должны составлять белки животного происхождения.

Наибольшее количество животных белков содержится в таких продуктах:

Молоко. Питание в полтора года предусматривает употребление не менее 500-600 мл молока в сутки.

Его можно давать ребенку в чистом виде (например, на полдник с печеньем или бисквитом) или использовать для приготовления молочных супов, каш, омлетов, пудингов и т п.

Кисломолочные продукты. В 1 год и 6 месяцев малыш должен ежедневно получать 40-50 г творога, 10-15 г сливок или сметаны, 5 г сыра твердых сортов или плавленого, 100-150 мл кефира.

Предпочтение стоит отдать домашним продуктам с небольшим содержанием жира.

Мясо . Норма потребления – 100 г в сутки мяса нежирных сортов. Самыми лучшими считаются телятина, говядина, а также мясо кролика, курицы или индейки.

В полтора года малышу можно давать паштет из субпродуктов – печени или сердца.

Кроме того, из мяса готовят паровые и духовые котлеты, рагу, фрикадельки, пудинги и запеканки.

Рыба . В 1 год и 6 месяцев для приготовления блюд можно использовать не только морскую (хек, минтай, треска), но и речную (карп, сом, щука) рыбу.

Суточная доза – 30-40 г. Исключение составляет жирная или деликатесная рыба (семга, лосось, палтус), а также копченая и консервированная.

По-прежнему под запретом икра и морепродукты, принадлежащие к высокоаллергенным продуктам.

Яйца . Одно перепелиное или ½ куриного яйца в сутки – норма для полуторагодовалого малыша.

Давать яйцо нужно сваренным вкрутую, так как жидкий желток и белок плохо усваиваются детским организмом.

Наверняка понравится карапузу пышный омлет, который лучше всего готовить не на сковороде, а в микроволновке или духовке.

Растительные белки, доля которых составляет 20-25% не менее важны для формирования детского организма. Большая часть из них находится в крупяных изделиях, которые малыш должен получать в количестве 25-30 г в сутки.

Хотя самыми полезными считаются овсяная и гречневая каши, в меню должны присутствовать также ячневая, рисовая, кукурузная и пшенная крупа.

От пшеничной и манной пока стоит воздержаться – полезных веществ в них не слишком много, а калорийность высокая.

Известный детский врач Евгений Комаровский рекомендует, составляя меню для ребенка, сочетать в одном блюде растительные и животные белки.

Например, овсяная каша с молоком, тефтели из мяса курицы с рисом, пшенная запеканка с творогом и т п.

Жиры

Жиры – это поставщик необходимой растущему организму энергии. Кроме того, жиры способствуют расщеплению и лучшему усвоению витаминов А и Д, которые играют большую роль в полноценном развитии ребенка.

Недостаточное поступление жиров приводит к замедлению роста малыша, ослаблению защитных сил организма.

Это делает его уязвимым для многих вирусных и инфекционных заболеваний, ухудшает состояние кожного покрова, волос, ногтей.

Однако, чрезмерное употребление жирной пищи также может оказать негативное влияние на детский организм.

Оно не только приводит к набору избыточной массы тела и развитию ожирения, но и тормозит усвояемость белков, расстраивает пищеварение, нарушает обмен веществ.

Для того, чтобы рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев был сбалансированным, он должен содержать 70% животных и 30% растительных жиров.

Основными источниками их являются сливочное масло, сметана, молоко, мясо, а также подсолнечное, оливковое или кукурузное масло.

Углеводы

Интенсивное развитие ребенка в первые годы жизни требует постоянного пополнения энергетических запасов. Это достигается за счет употребления углеводов.

Дефицит этих важных веществ приводит к нарушению нормальной деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Но, большое количество углеводов, в особенности легко усваиваемой сахарозы, также наносит вред здоровью малыша.

Избыток сладкой пищи может спровоцировать сахарный диабет, кариес, крапивницу и другие болезни.

Ежедневными источниками углеводов в рационе ребенка в 1 год и 6 месяцев должны быть:

  • Сладкие фрукты и ягоды – 150 – 200 г;
  • Хлеб и мучные изделия – 100 г;
  • Крупы и макароны – 50 г;
  • Кондитерские изделия – 10-20 г.

Самыми лучшими сладостями для малыша будут домашние джемы, повидло, варенье, а также пастила, зефир или мармелад.

Шоколад и шоколадные конфеты не только могут вызвать аллергию, но и повысить возбудимость нервной системы.

Не следует также давать карапузу различные карамельки, в которые добавляют красители, подсластители и другие химические компоненты.

Витамины

В ежедневном рационе полуторагодовалого ребенка должны быть продукты, содержащие витамины, способствующие росту и развитию.

Приведенная таблица поможет определить, в каких продуктах находится наибольшее количество самых необходимых витаминов.

Витамин Полезные свойства Где находится
A Отвечает за остроту зрения, развитие костной ткани, способствует повышению иммунитета Все овощи и фрукты желтого и оранжевого цвета – морковь, тыква, абрикосы.

Яйца, печень, молоко.

Группы В Обеспечивают нормальную работу сердечно-сосудистой системы, способствуют обмену веществ в организме Крупы, хлебобулочные и макаронные изделия, яблоки, брокколи, свекла, морковь
C Укрепляет защитные силы организма, ускоряет заживление ран, выздоровление после заболеваний Черная смородина, облепиха, отвар шиповника, сладкий перец, яблоки, лук, цветная капуста
Д Способствует укреплению костно-мышечного аппарата, предотвращает рахит и другие болезни Куриные и перепелиные яйца, рыба, белокочанная капуста, картофель
Е Препятствует проникновению в организм вредных веществ, помогает выводу токсинов Растительные масла, брокколи, зеленый салат

Включение продуктов, содержащих полезные для организма вещества, сделают рацион полуторагодовалого ребенка сбалансированным и питательным.

Какие блюда можно приготовить для ребенка в 1 год и 6 месяцев

Рецепты для детских блюд должны быть простыми, без множества ингредиентов. Не следует класть в них специи и приправы, а также использовать много соли.

Придать вкус и аромат блюдам можно при помощи пряных растений – укропа, петрушки, сельдерея.

А для усиления аппетита – подать на красивых тарелках, оригинально выложив и украсив кусочками овощей и фруктов.

Готовить пищу для малыша нужно незадолго до употребления. В полтора года не следует предлагать крохе вчерашний суп или разогретые котлеты.

Нельзя также смешивать первое и второе блюдо в одной тарелке, чтобы малышу было легче жевать и глотать.

Во-первых, ребенок не почувствует вкус еды, а во-вторых, такая подача выглядит не эстетично и не способствует аппетиту.

Завтрак

Лучшее время для завтрака — 7 30 – 8 00 . По рекомендации диетологов, на него должно приходиться 25% всего дневного рациона.

Поэтому малышу можно предложить такие блюда:

  • творожники со сметаной и яблочным пюре;
  • овсяная каша со свежими ягодами;
  • молочная вермишель;
  • запеканка из риса с морковью;
  • суфле из брокколи или цветной капусты;
  • гречневая каша на молоке;
  • омлет из яиц с молоком;
  • тыква, запеченная с пшенной кашей.

Дополнить завтрак может травяной чай, отвар шиповника или негустой кисель. К ним можно подать бутерброд с маслом и натертым сыром, нежирное печенье или кусочек бисквита.

Обед

После завтрака ребенок отправляется на первую прогулку. Если он в течение 2-2,5 часов не просто катался в коляске, а ходил, бегал и играл с мячом, то обязательно нагуляет отменный аппетит.

Ведь, как справедливо замечает доктор Комаровский, в отказе здорового малыша от еды родителям нужно винить только собственную лень и нежелание играть с крохой.

На обед, который состоится в 12 00 -12 30 малыш должен съесть 35% суточного объема пищи.

По сложившейся традиции, прежде всего карапузу предлагают первое блюдо. Это может быть:

  • борщ со свеклой и капустой;
  • овощной суп-пюре с брокколи;
  • суп на мясном бульоне с макаронными изделиями;
  • рыбный суп с крупой;
  • суп с фрикадельками из мяса птицы;
  • щи со свежей капустой;
  • тыквенный суп-пюре с сухариками.

В полтора года ко второму блюду ребенку подается салат из свежих овощей. Чтобы малышу было легче прожевать, их натирают на терке, а затем заправляют сметаной или растительным маслом.

Для приготовления салатов подойдут: огурцы, зеленый лук, белокочанная капуста, редис, морковь, тыква.

На второе малышу дают одно из следующих блюд:

  • паровые котлеты из телятины с кашей;
  • кабачки, фаршированные мясом и рисом;
  • запеканка из макарон с мясом;
  • тефтели из говяжьего фарша с пшенной крупой;
  • бефстроганов из мяса индейки с картофельным пюре;
  • капуста тушеная с мясом кролика;
  • печеночные паровые котлеты с морковным пюре;
  • рыбные биточки с гарниром из овощей;
  • филе рыбы, запеченное в фольге;
  • голубцы.

В качестве напитка малышу предлагают компот из свежих или сушеных фруктов, кисель из ягод или сок. Причем после 1,5 лет можно давать не только осветленные соки, но и с добавлением мякоти.

Полдник

После обеда малыш отправляется спать до 15 30 -16 00 , после чего его ждет полдник. Этот прием пищи самый легкий, всего 15% от дневного рациона.

Самыми подходящими будут такие блюда:

  • творог со сметаной и фруктами;
  • кефир и бисквит;
  • теплое молоко и печенье;
  • мусс из ягод;
  • печеное яблоко с творогом;
  • фруктовое суфле;
  • молочный кисель с печеньем;
  • бутерброд с печеночным паштетом и сок.

Летом на полдник ребенку можно предложить свежие фрукты – абрикосы, сливы или ягоды – клубнику, малину, ежевику.

При этом предварительно необходимо убедиться, что у карапуза нет на них аллергии.

Ужин

Перед ужином с ребенком нужно совершить вторую прогулку. На этот раз можно воздержаться от активных игр и дать малышу спокойно побродить по парку или скверу.

Время для вечерней трапезы обычно планируют на 18 30 -19 00 , за два часа до отхода крохи ко сну. Этот прием пищи, как и завтрак, составляет 25% от суточного объема.

В полтора года на ужин можно приготовить:

  • «ленивые» вареники с творогом;
  • оладьи из кабачков или тыквы со сметаной;
  • рагу из овощей;
  • зразы картофельные с мясом;
  • запеканка макаронная с повидлом;
  • капустные котлеты;
  • рыбные тефтели.

Самый лучший вечерний напиток — травяной чай с добавлением мяты и мелиссы, после которого малыш будет крепко и сладко спать.

Если же до сна карапуз успеет проголодаться, то уже в кровати ему можно дать полстакана теплого молока или кефира.

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону “взрослых”, однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа – это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: ). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.


Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: ).


В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой – они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» – он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами – родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.

Особенности возраста

  • Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
  • Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
  • Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
  • Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
  • В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.

Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Режим дня

Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.

Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.

На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.

Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.

У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.

Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски , копчености, колбасы , жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.

Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 1,5 года умеет:

  • Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
  • Взбираться на диван.
  • Произносить до 20-40 облегченных слов.
  • Есть ложкой.
  • Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
  • Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
  • Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
  • Указать на предмет, который его заинтересовал.
  • Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.
  • Строить башню, используя 2-4 кубика
  • Бросать мяч и толкать его ногой.
  • Пить из чашки.
  • Показывать части тела.
  • Самостоятельно снимать обувь и пальто.
  • Рисовать мелками и карандашами.
  • Некоторые дети просятся на горшок.

О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.

Занятия

  1. Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
  2. Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
  3. Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
  4. Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры . Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
  5. Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
  6. Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
  7. Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
  8. Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
  9. Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
  10. Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
  11. Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
  12. Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
  13. Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
  14. Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
  15. Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.

  • Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
  • Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
  • Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
  • Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
  • Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.