ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Ногайская свадебная юрта сканворд 4 буквы. Традиции: ногайская свадьба

Актер приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевка в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон.

"Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что бы они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", - цитирует The Telegraph Нильсона.

1. Откуда взялось название "юрта"

Слово юрта пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.

2. Когда появилась юрта

Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими из знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

3. Почему юрта круглая?

Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.

Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.

4. Какие народы пользуются юртами

Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятие. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.

5. Отличаются ли кыргызские юрты?

Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.

Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей

6. Из каких деталей состоит кыргызская юрта

Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:

раздвижные стенки юрты - кереге

купольные жерди - уук

деревянный круглый обод, опора для крыши юрты - тундук

жерди, укрепленные над дверью, - эшик уук (их 3-4) - короче остальных, поскольку один конец их укреплялся на верхней перекладине дверной рамы (баш босого), расположенной выше стен юрты

шест с развилкой (бакан). Эти жерди подпирают покров дымового круга, защищающего очаг от сильного дождя и снега

Войлок для покрытия юрты - туурдук

7. Есть ли правила по внутреннему убранству юрты?

Внутренне убранство юрты строго отвечает национальным канонам. Правая сторона юрты называлось - "эпчи жак" женская половина, где ставилась "ашкана чий" ширма, закрывающая хозяйственную часть. Левая половина - "эр жак" мужская часть, где ставились конские принадлежности, предметы ремесла и охоты. Также это место, где работал сам мастер - "уста". Напротив входа - "тоор" место для гостей, где убирался "джук", разделяя на мужскую и женскую половину. Это было видно по раскладу: с правой стороны "джука" висело "текче", в котором хранили женский головной убор - "элечек". А с левой стороны "джука" ставился, "ала бакан" - красиво украшенный серебром, инкрустированный дорогими камнями шест, на который вешали мужские богатые тулупы из меха куницы, лисы, из парчи и бархата. "Коломто" - священное место очага находящаяся ближе к выходу.

8. Одна семья пользовалась одной юртой?

Это зависело от достатка. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для приготовления пищи и продовольствия. Были еще временные юрты - гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок.

Богатые кыргызы, отдавая замуж своих дочерей, ставили свадебные юрты (ерге), которые считались главной частью приданого.

9. Как вести себя в юрте

Существует строгий этикет, связанный с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке гостю нельзя или, например, с набитым ртом. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу.

В юрте нельзя сидеть опираясь спиной на что-либо, потому что это поза больного человека, также не рекомендуется сидеть на корточках или вытянув ноги вперед.

10. Кто сейчас пользуется юртой

До сих пор юртой пользуются скотоводы на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов. В Монголии юрты - это самые популярные дачи, поскольку летов в них гораздо комофортнее, чем в обычных кирпичных строениях. Кроме того, юрты очень популярны в индустрии туризма - в них размещаются рестораны и гостиницы.

Как только ногаец решал женить своего сына, он тут же собирал семейный совет, который и выбирал для парня невесту. Мнением же самого жениха никто не интересуется, вопрос решают старшие браться и другие взрослые мужчины по линии отца.

В редких случаях на совет приглашается жена главы семейства. Но происходит это только если нужно уточнить какие-то данные по поводу будущей избранницы. Ведь ее выбирали очень тщательно и скрупулезно. В первую очередь оценивали социальный, материальный статус девушки. На второе место выступали ее внешние данные, хозяйственные умения и воспитание.

Сватовство

Ногайская свадьба после выбора невесты вступает в новый этап − сватовство. Среди сватов обязательно присутствует почтенный старец, прекрасно знающий все обряды, традиции. В назначенный день он вместе с другими мужчинами приезжает в дом невесты. Даже, если жених был не мил сердцу девушки или же ее родственникам, сватов принимали с почестями.

Во время первого визита ответ давать не принято, сватам придется приехать еще один-два раза. А в промежутке между визитами сватов родители девушки наводят справки о женихе. Если он подходит в качестве будущего мужа для дочери, родители во время второго визита сватов, дают им утвердительный ответ. После чего назначается дата свадьбы, начинаются приготовления.

Калым

После оглашения даты свадьбы назначается сумма калыма. Ногайская свадьба подразумевает большой калым. Кроме него, жених платит сверх еще и в денежном эквиваленте. В связи с тем, что такой калым по карману немногим, невесту иногда воруют. Делается это для того, чтобы родня невесты снизила планку по размеру калыма.

Невеста с матерью готовит не только приданное, но и шьет одежду для будущих членов своей семьи. Дело это хлопотное и непростое, на него уходит много времени и сил.

Малая ногайская свадьба

Малая ногайская свадьба проходит после официальной помолвки. В это время передается калым, подарки для женщин со стороны невесты. Приехавших гостей угощают разными вкусностями, а невеста прощается со своим девичьим нарядом (платком красного цвета). Для нее уже подготовлен свадебный наряд и платок белого цвета, которой после свадьбы принято носить замужней женщине.

Перед свадьбой невеста отправлялась в дом своих будущих родственников. Этим визитом она как бы приглашала их на свадьбу. Примечателен тот факт, что дату свадьбы выбирали при помощи астрологов. Их слово было решающим, ведь они знали самые благополучные даты для этого торжества.

Самый главный день

Ногайская свадьба обычно проводится в осенний или весенний период. Она отличается от традиционного празднования тем, что на ней не только едят и пьют. Хотя следует отметить, что свадебный стол у ногайцев всегда ломится от угощений. В основном присутствуют блюда национальной кухни.

По традиции в этот день устраиваются скачки, проводятся различные состязания. На самом же торжестве молодожены танцуют свой первый танец − лезгинку. Во время танца гости одаривают молодоженов не только подарками, но и деньгами. Это первый капитал, который будущие муж и жена заработали совместно.

Ногайская юрта - большая
(терме) и малая, переносная

(отав) - представляла собой
типичную для кочевых народов
кибитку круглой в плане формы.

Юрта типа терме была разборной, а типа отав - неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, киргизской и другим юртам.

Остов юрты (турлак ) образовывали деревянные складные решетки, называемые у разных групп ногайцев по-разному (эргенек, кереге, канат ), изготовленные из ореховых жердей (турлук ). Они придавали юрте в плане круглую форму и скреплялись сверху деревянными купольными жердями (увык ), сходившимися наверху в центре к деревянному ободку (тундык ). Сверху ободка крепилось решетчатое навершие (шагарак ), служившее дымоходом и окном. Дверь (капы ), состоявшая из одной или двух деревянных открывавшихся наружу створок, крепилась на коробке (энеге ). Порог у двери назывался босага. Зимой дверь утеплялась специальным куском войлока (эсик ). Планки юрты, образуя решетки, скреплялись сыромятными ремешками.

Снаружи каркас юрты обтягивали войлоком, а внутренняя часть утеплялась зимой циновкой (шипта ), богатые утепляли коврами. В ненастную погоду дымовое отверстие закрывалось специальным куском войлока (серпик, оьрке ). Пол устилали войлоком, коврами. В центре юрты находился очаг (тандыр ) для обогрева в холодное время и приготовления пищи. Здесь непременно стоял важный атрибут кочевой жизни - железный треножник (ошакъ ).
Богачи накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым. Очевидец свидетельствует: «У богачей кибитки обтягиваются белой щегольскою полстью, с красными лентами и тесьмами, а у бедняков - серой»

Юрты устанавливали рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла юрта старшего из родственников, главы всего квартала.
Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже - на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным. О древней традиции кочевников в XIII в.

«Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне»

Шесть столетий спустя, в XIX в. Г. Ананьев отметил, что у ногайцев «почетным местом в кибитке считается северная сторона, приходящаяся прямо против дверей, и это место более других обставлено подушками. Хозяйка или старшая жена сидит в кибитке по правую сторону ее (т. е. слева от мужа), где котлы, съестные припасы и все добро, а остальные жены большей частью ей прислуживают»

Интерес в сопоставительном плане представляет внутреннее убранство юрты, название мест и их распределение. Здесь выявляется почти полное совпадение у ногайцев, киргизов, казахов, каракалпаков. Как наиболее отличительный знак выступает наличие в юрте места, где разводят огонь, почетного места - тоьр (тёр). Видимо, от слова «тоьр» (тёр) и происходят другие термины: «тоьрелик» (тёрелик), «тоьре» (тёре) - судья, судейство, ибо «тоьр» - это место главы семьи, и его слово в любых обстоятельствах воспринималось беспрекословно.

Ногайские: жердь - уык, верхний круг - тундык , дверь - эсик , порог - босага ;

киргизские:жердь - уук, верхний круг - тюндюк, дверь - эсик, порог - босого.

Названия различных частей юрты, некоторые приемы, связанные с отдельными ее деталями, ученые связывают с антропоморфным их характером. И в этой связи они сходны с ногайскими. Например, представления кочевников среднеазиатско-казахстанского региона (казахов, киргизов, каракалпаков и др.), связанные с юртой, носят антропоморфный характер. Так, каркас юрты в целом называется уйдинъ суйеги , т. е. «скелет», «костяк юрты»; задняя его часть - аркасы , т. е. «спина»; боковые решетки - жан-дас , т. е. «таз, тазовые кости». Антропоморфные черты прослеживаются и в названиях отдельных деталей остова юрты: центр юрты называется киндик («пуповина»); место сгиба купольных реек - уык-уыктын иыгы («плечо»); основание - упка-карын («брюхо»); гнезда купольного круга, в которые вставляются купольные рейки, - коз («глаза») и т. д.Все эти названия имеются и у ногайцев.

Очень сходно и размещение членов семьи, гостей, а также предметов внутреннего убранства и утвари. По правую сторону (онъ колда ) от главы семьи рассаживалась мужская половина, по левую сторону (сол колда ) от почетного места садились жены по старшинству, ближе к двери - невестки. То есть было разделение юрты на мужскую и женскую части.

Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав ,в отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколесной арбе. Ее убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на ее основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, - более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде. Уже в XVI в. А. Дженкинсон замечал, что ногайцы помещают свои дома, похожие на палатки , на повозки и перевозят с места на место.

Традиция использования у ногайцев маленьких юрт, в частности типа отав , как отдельное жилище для молодоженов уходит корнями в древность.

Во второй половине XIX в. юрта отав у ногайцев использовалась только как свадебная юрта молодоженов. Она на куполе украшалась специально изготовленным войлоком с различной орнаментикой, напоминая флаг над юртой. Такая юрта ставилась рядом с терме.

Вплоть до начала XX в. в степной засушливой зоне юрта типа терме служила жилищем. Население одновременно пользовалось постоянным жилищем типа уьй , а также как летним помещением - юртой.

Первые оседлые жилища появлялись на местах зимних поселений. Есть мнение, что «одним из начальных типов оседлого жилища была землянка (ерме къазы ), к сооружению которой ногайцы прибегали в период перехода к оседлости». У ногайцев землянки были, но вряд ли они использовались как постоянное жилище. Скорее, землянки использовались как подсобное помещение.
Во время перехода к оседлости, наверное, легче было построить наземное жилище, напоминающее по форме юрту. В середине XVI в. М. Броневский писал, что жилища у причерноморских ногайцев «сделаны из тонких дерев, обмазаны тиной, грязью или навозом и покрыты камышом». В XX в. А. А. Шенников на основе исследования обширных документов и источников пришел к выводу, что у причерноморских ногайцев дом «явно не имел ничего общего ни с петербургскими «высочайше апробированными» образцами, ни с домами немцев-колонистов, ни с избами русских крестьян. Очевидно, ногайцы создали свой тип дома самостоятельно» . Такой тип дома имел кухню - сени (аятюй ) и спальни (ичюй ). У кубанских и других групп ногайцев отмеченные термины известны издавна, бытуют они и в настоящее время. Это и понятно. Как мы уже видели, в XVIII-XIX вв. были часты миграции ногайцев из одного района в другой. Поэтому строительные приемы, возникшие в одном районе, становились известны и в других. Дома были многокамерными. По мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Многокамерные дома из саманного кирпича обнаружены и в г. Маджары на Северном Кавказе, который был резиденцией хана Джанибека. Двери и окна домов выходили на юг. Крыша была двускатной, пол - земляной. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же был очаг, над которым устанавливался дымарь. Дымарь - это сплетенный из тонких прутьев круглый, суживающийся кверху дымоход. По центру этого дымохода на поперечном пруте (в конце XIX в. он был железный) вешали цепь с крюком (таган ) для подвешивания котла. В начале XX в. начали строить печи русского образца.

В конце XIX в. у богатых кубанских ногайцев появились дома, крытые жестью. Подобные дома строили с открытой верандой, выходящей во двор. Появились и ставни (капак).
Ногайцы Нижнего Поволжья строили деревянные избы с несколькими комнатами, наподобие домов своих соседей - русских и татар. Переход к оседлости сопровождался отводом земли для населения и началом строительства домов. Источники сообщают, что «около 1785 года, кундровцев поставили в зависимость от уездного начальства города Красного Яра, обязали платить земскую повинность, отвели им землю за Волгой для кочевок как зимой, так и летом... надоумили положить начало двум нынешним селениям, Сеитовка и Хожетаевка» .
У степных ногайцев в период перехода к оседлости сохранилась юрта, используемая как кунацкая (гостевая). Топили по большей части кизяком (тезек) - прессованным навозом. Для освещения служил жировой светильник. | Ногайцы, жившие на берегу моря, заправляли светильники тюленьим жиром. С конца XIX в. начали использовать керосиновую лампу (нап шырак, май шырак).
Во дворе (азбар, каралды) за домом стояли помещения для овец (котан), крупного рогатого скота (аран). За ними располагалось помещение для ягнят (тоьлле). Тоьлле представляло собой землянку, утепленную камышом и соломой. Лошади зимой находились в куьрен - на открытой площадке, огороженной со всех сторон землей. Для птиц имелись отдельные помещения из хвороста, обма
занные глиной. Весь_двор» у степных ногайцев, не имевших лера, обносили валом. "
" До 1940-х годов дома имели в основном две комнаты, посередине разделенные прихожей. В 1950-х годах начали строить квадратные дома с тремя комнатами и застекленной верандой. В последнее время часто строят полутора- и двухэтажные дома, в которых внизу располагаются гараж, кухня, ванная, подсобная комната. Дом ставится в глубине двора на высоком (80-100 см), а в степной зоне более низком фундаменте. В засушливой зоне традиционно для использования летом строят глинобитные жилища с двускатной глиняной крышей, лежанкой в комнате (тактамет ).
В современном ногайском жилище многие детали домов сохранили те названия, которыми обозначались детали юрты. Например, эсик, капыз - дверь, ^ъзик - карниз, белдеу - обведенный отдельным раствором фундамент дома, босага - порог, энеге - дверная и оконная коробка, капак - ставни, ожак - печная труба и т. д.

Юрта кочевников.

Немного истории.

Юрта - основное жилище кочевников Центральной и Средней Азии, а также Южных районов Сибири. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок - плотный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают всем известные валенки). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась.

Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще три тысячи лет назад. На территории нынешнего Казахстана ученые обнаружили постройки идентичные тем, какими тысячелетия пользовались кочевые племена Азии.
Это были круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту дымник. В центре юрты располагается котёл для приготовления пищи - казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Естественно, что в холодные или дождливые дни верхнее отверстие юрты должно быть плотно закрыто. И закрывалось оно фетром (фетр - лучший сорт войлока, который предотвращает попадание ветра и влаги). Именно складные решетчатые стены, раздвигающиеся, как меха гармони, найденные на территории Казахстана стали принципиальным отличием юрты от ее предшественниц, напоминающих обыкновенный шалаш.

Преимущества

Круглая форма и мобильность юрты отразили в себе как защиту от погоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта, чутко реагирует на колебания температуры, отвечает погодным изменениям, прекрасно защищает от немногочисленных атмосферных осадков, летом спасает от зноя, зимой - от холода. Такая уникальная способность весьма существенна. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом +40 С, а зимой -30 С. Кочевники - степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы.

Конструкция юрты, состоящая из деревянной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, сохраняя внутри жилища постоянный тепловой режим. В юрте возможно организовать круговую вентиляцию, для чего нужно немного приподнять войлочную кошму у основания, в результате чего воздух будет прекрасно циркулировать. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы - ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.
В качестве подтверждения универсальности и комфортабельности юрты уместно процитировать строки Великого китайского поэта Бо Цзюй-и, заставшего времена, когда в юрте жила практически вся Средняя и Центральная Азия. Вот как он описывает жилище кочевников:

Шерсть собрали с тысячи овец,
Выковали сотни две колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставил на траве,
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним на юг она пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь,
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрела ко мне во двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Войлок против инея - стена,
Не страшна и снега пелена…

Размеры юрты оптимально соответствуют масштабу человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает максимально комфортную хозяйственно-бытовую деятельность в степных условиях.

Легкая сборно-разборная постройка приспособлена к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с меблировкой составляет порядка 300-400 кг, это грузоподъемность всего лишь одного верблюда. Диаметр обычной жилой юрты — 4,5—8 м, высота в центре 3,5—5 м. Монтаж или демонтаж занимает не более одного часа. Конструкция юрты состоит из девяти основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые и определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка состоит из плоских реек, наложенных одна на другую косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Благодаря тому, что эти рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно варьировать размер юрты. Остов крыши, образующий свод, состоит из выстроганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный круг - центр кровли, а в нижней части опираются на решетку стен.

Юрты бывают разные

В степи существовали юрты от небольших жилых до огромных кочевых храмов и юрт-дворцов. В зависимости от географических условий, главным образом от количества осадков, изменялся и внешний вид юрты. Жилище могло иметь сферическую (монгольский тип) или коническую форму (тюркский тип), у первого крыша имеет форму низкого конуса, у второго купола. У казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков и башкир бытовали оба типа, у туркмен - тюркский тип. Внутренняя сторона стен украшается соломенной циновкой. Зимой казахи вешают 2-3 ряда соломенных циновок на стены, а место между ними заполняется соломой. Пол застилается коврами и овчиной.

Размер юрты формировался от ее функционального назначения. Так, если обыкновенная жилая юрта кочевника, состоявшая из 3—4 составных решеток-стен, была вместимостью 8-10 человек, то большие сборно-разборные юрты-дворцы предводителей уже состояли из 10-25 решеток-стен и вмещали 50-100 человек. Большая переносная юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек.

Существовали специальные ритуальные юрты - свадебные и траурные. Свадебные юрты были особенно красивы, сказывалось обилие орнамента и ярких красок. А вот в траурных юртах цветовым символом смерти был не обязательно черный, как у европейцев, и не только белый, как у дальневосточных народов. Над траурной юртой поднимали красное полотнище, если умирал молодой человек, черное - если это был человек средних лет, белое - если пожилой.

Страны СНГ

Ногайцы – носители тюркского языка, ранее жили на территории Евразии. Сегодня ногайцы больше сосредоточены на Северном Кавказе и Южном Поволжье, однако крупные диаспоры зарегистрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.

Кастинг не устраивают, но…

Как и у каждой народности, у ногайцев есть свои свадебные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Как правило, свадьбы у ногайцев играли преимущественно осенью. Родня жениха тщательно подходили к выбору невесты, разве что не устраивала кастинг, хотя бы потому, что много лет назад такого понятия не было. Мнением родного взрослого дитяти (сына) никто не интересовался.

Утвердив кандидатуру будущей невестки, сваты отправлялись в дом невесты. Там делегацию должны были принять с почестями, даже если жених и не нравился. Однозначный ответ в первый день сватам не давался. Это сегодня, когда женщин на земном шаре вдвое больше мужчин, родители радуются всему, лишь бы дочь не осталась одна вековать век. О семье жениха собиралась информация, после чего обе стороны встречались повторно. Разговоры на такой встрече были предметными: назначалась дата свадьбы, и оглашался размер калыма.

Без калыма не обойтись

Калым был немаленьким – он равнялся величине приданого, о котором должны были позаботиться родители девушки. Поскольку выплатить калым было под силу не всем – невесту часто воровали, в надежде, что после этого калым сделают меньше.

Сосватанная девушка и ее мать интенсивно готовились к свадьбе. Им предстояло не только подготовить приданное, но сшить одежду в подарок для семьи будущего мужа, что было крайне непростой задачей.

Как утверждают этнографы, у степных ногайцев были более мягкие законы, и жених, познакомившись с девушкой, мог заезжать к ней в гости. Правда, несмотря на то, что родители барышни об этом знали, визиты наносились «как бы тайно». Девушка к этому времени жила в отдельной юрте, и в такие дни над домом вывешивался четырехугольный кусок войлока. У степных ногайцев свадьбу отмечали в доме невесты, в свою очередь, кубанские ногайцы накрывали столы в доме жениха.

Кто снимал покрывало с лица невесты?

На свадьбе не просто пили, ели и танцевали. Это был праздник, который начинался с утра. В этот день устраивались скачки и играли в различные игры, состязались местные силачи. Поскольку некоторые свадьбы были на территории невесты, жениха сопровождал свадебный кортеж, который ранее назывался свадебным шествием. Порой, по данным историков, жениха могли сопровождать до 200 человек.

Когда же невеста переезжала в дом жениха (для этого, в свою очередь, подготавливалась арба с приданым), к свадьбе было все готово. Гости и родные с нетерпением ожидали невестку. Девушку заводили в комнату, где ей предстояло знакомство с родственниками мужа. Девушка ступала на расстеленное покрывало и шла к гостям, которые обсыпали её зерном и мелкими монетами. Церемония сопровождалась ритуальными свадебными песнями. Снимал покрывало с лица девушки не жених, а свекровь. При этом, мать новобрачного должна была непременно наступить невестке на ноги, сопровождая действия пожеланиями, чтобы та жила в их доме до глубокой старости.

Жениха на свадьбе «помечали»

Как и у каждой народности, у ногайцев есть свои интересные традиции. Это в фильме Леонида Гайдая «Не может быть!» по мотивам рассказов Михаила Зощенко, Владимир Завитушкин, которого сыграл Леонид Куравлев, долго не мог узнать свою невесту.

Сегодня невесту на свадьбе с другими девушками спутать трудно. А вот жениха – легко! Поэтому, согласно традициям, на обе руки жениху повязывают платки. Это означает – «помечен»!

На свадьбах молодые танцуют свой первый танец в статусе мужа и жены. Если у славянских народностей, как правило, это вальс, то у ногайцев лезгинка. Принято, чтобы помимо подарков, гости одаривали молодых деньгами. Говорят, что к концу танца, порой собирается неплохая сумма, которую они заработали вместе.

И, конечно же, еще б одной традиции стоит упомянуть. Это обычай – продать пельмени герою торжества – жениху. На своей свадьбе жених должен проявить щедрость. И, конечно же, попробовать пельмени, приготовленные тещей. Но пельмени нужно выкупить. Такой обычай. И жених (или свидетель), чтобы не ударить лицом в грязь, вынужден снова открывать кошелек.

Фото из инета